Пятница, 23.06.2017, 15:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Записки журналиста
Главная » Статьи » Творческие находки

Страницы истории ТВ-подставы.
Вы слышали, что театральные ВУЗы теперь готовят специалистов совершенно нового профиля? Специализация называется – актер телевизионного ток-шоу! Поверили? Тогда читайте дальше, эта статья для вас: доверчивых, сопереживающих, роняющих слезы по поводу чужих несуществующих бед, по поводу придуманных историй и разыгранных спектаклей, для поклонников телевизионных ток-шоу.

Так было до новой эры


Десятилетиями нас приучали верить: президиуму ЦК, газете «КП» и дикторам ЦТ. Телевидение для многих и сейчас чуть ли не единственный источник информации и поэтому верят ему свято, почти, как Богу. Грех не воспользоваться.

Наверное, когда-то все было иначе, и все герои ток-шоу были настоящими: многодетные мамы и брошенные жены в программе «Я сама», альфонсы и бодибилдерши в «Шоу Артура Крупенина». И даже трансвеститы и проститутки в «Про ЭТО» тоже были настоящими. Да-да, не ухмыляйтесь, Останкинские милиционеры, вылавливавшие в конце 97-го в коридорах телецентра заплутавших мужиков, переодетых в платья не дадут соврать. И покушались на Хангу прямо во время съемок по правде, и взаправдашняя Госпожа лупила юношу плеткой не понарошку, и плакали в кадре, не репетируя заранее…

Но однажды в редакцию пришел человек, который очень хотел попасть «в телевизор», и произнес этот человек: «Я готов говорить что угодно – придумайте мне любую историю». И воскликнула радостно редактор: «Какая ням-нямка!», - и приняла это, как руководство к действию. Следом за ней пошли целые редакторские легионы: так начиналась эра подставных героев.

Строго по сценарию


Сегодня ток-шоу, пожалуй, основной жанр телевизионной продукции. Любимый, бесспорно, потому что он так похож на Бразильские сериалы: те же страсти, то же коварство, обман и разоблачение - но наши, российские, а потому и посмотреть приятнее. Да только нет-нет, да и появится легкое ощущение, что что-то здесь не так. Например: почему удачливый бизнесмен из программы «Окна», организовавший притон устраивает свидания проституток с их клиентами у себя дома, под носом у жены, вместо того, чтобы за 200 долларов в месяц снять квартиру? Или как получилось, что обеспеченная супружеская пара, решившая воспользоваться услугами суррогатной матери, просто дает ей кучу денег, не застраховав себя от обмана хоть каким-нибудь договором? Или почему женщина, которую десять лет подряд избивает до «Скорой помощи» муж не догадалась сбежать от него к родителям? Или что это вдруг девушка из ближнего зарубежья, проданная в сексуальное рабство в Москву, сбежав от своего хозяина прямиком летит жаловаться в программу «Что хочет женщина» вместо того, чтобы обратиться за помощью в милицию или свое консульство? А ответов на эти вопросы нет, их нет в сценарии, редакторской команде просто не пришло в голову, что среди зрителей окажется кто-то умный, думающий и к тому же спрашивающий. А потому бедный «герой» в ответ на неожиданный вопрос нелепо хлопает глазами и крутит головой в надежде услышать подсказку редактора. Как правило, в таких случаях на помощь приходит ведущий – давит авторитетом, хамит, или просто заливается беспричинным глупым смехом…

Говорить про ток-шоу, особенно с наблюдательным зрителем можно бесконечно, потому что наблюдательный человек обязательно заметит, что в разных программах появляются одни и те же люди. Им клеят усы, бороды, надевают парики, очки, переодевают, сажают в инвалидные коляски… Однажды такой инвалид прямо во время съемок встал на собственные ноги и подкатил коляску на более удобное место, а потом сел и продолжил рассказ о том, что он пострадал в аварии и его бросила жена, потому что муж-инвалид – это обуза. Эпизод с «чудесным выздоровлением» героя конечно вырезали, и зрители дружненько стали осуждать стерву-жену.

Актерский дебют


Но вернемся к истории, в самое начало новой эры, когда на Первом канале появилась программа «Большая стирка» - прародитель всех социально-кухонных шоу. Тогда о «подставе» еще говорили редко и в основном стыдливо, как о профессиональном браке, а разоблачение могло обернуться увольнением «виновного» редактора. Как и было с редактором программы «Моя семья» - девушка оказалась «стрелочником», когда зрители узнали голос известного актера, доносящийся из-под «маски откровения». Первые истории для «Большой стирки» разрабатывались старательно и аккуратно, а исполнителями талантливых сценарных изысков стали… малоизвестные актеры театра Спесивцева. Помните очень трогательную историю про молодую женщину, собирающуюся замуж. Ее избранник – заботливый, любящий, как раз такой, о каком она мечтала всю жизнь. Он готов сделать ей предложение, прямо в студии программы. Но вот беда: она скрыла от него своего шестилетнего сына… История держит в напряжении весь зал – как поступит жених, примет ли мальчика? Мужчина обескуражен, мальчик грустно опускает голову и жмется к маме, зрители всхлипывают. После минут раздумий и сомнений мужчина отдает заготовленный букет избраннице и протягивает руку мальчику – по щекам женщины бегут слезы. Счастливый финал – новорожденная семья идет праздновать в ресторан. Больше всего исполнители этого этюда супруги Дмитрий и Наталья боялись, что их сынишка забудет о «игре» в которую играют мама с папой и оказавшись на сцене, бросится отцу на шею. Но как истинный актерский ребенок мальчик со своей ролью справился.

Кстати, творческий коллектив «Большой стирки» очень скоро отказался от выдуманных сюжетов – в студии появились интересные персонажи, а драки и бульварная брань исчезли…
… чтобы воскреснуть в других программах.

Вопрос за сто рублей


Рекордсменом по числу нецензурных высказываний бесспорно может себя считать ток-шоу «Окна». Впрочем первенство в накладках и подставах тоже за ними. Любопытно было обнаружить одну и ту же девушку, но в разных париках и с разными историями в двух эфирах подряд: днем и вечером. Распевный украинский говорок и звонкий голос рассеивал все сомнения и подтверждал Дежа Вю. А как вам мама и дочка, которые по возрасту легко могли оказаться одноклассницами, или владелец банка с вековой грязью слесаря-механика под ногтями, или американский бизнесмен, который не понял вопрос, заданный из зала по-английски, или ведущий программы, местный секс-символ, цинично называющий располневшую после родов женщину распустившейся лентяйкой. Конечно, откуда ему знать, что иногда беременность приводит к гормональным сбоям, перед которыми диеты и тренажеры бессильны. Хорошо, петушка, несущего для большого коллектива золотые яйца трогать не будем. Тем более, что на ведущего наезд несправедлив – так ловко рулить ситуацию, даже не видя сценария в глаза, и не зная героев по именам способен только большой профессионал. Вместо сценария ведущему предоставляются краткие рекомендации, в которых помимо названия сюжета, указано количество героев, их пол и возраст, дополнительная информация, типа: после пощечины девочка-шалава уходит из зала; и суть сюжета, которая звучит примерно так: «Две женщины сруться из-за мужика», - в данном случае использована лексика реального документа.

Понятно, что подобные программы штампуются, как пластиковые стаканчики и материала для этой продукции надо много. Человеческого материала. Поэтому будущих героев для таких программ набирают своеобразные «бригадиры». К примеру, сотрудники одной фирмы, разделяющей с корпорацией «Моя семья» здание на Профсоюзной не раз видели в своих коридорах таких «бригадиров», предлагающих за тридцать долларов поучаствовать в съемках ток-шоу «Окна», «Девичьи слезы» и «Что хочет женщина». Активно посидеть среди публики, то есть вступить в спор или задать вопрос оценивалось от 100 до 300 рублей.

Есть своя такса и у звезд-экспертов. Инна Ульянова признавалась, что с удовольствием ходит на программу «Моя семья», потому что эту «актерскую работу» хорошо оплачивают. Актер Юрий Чернов вторит своей коллеге и добавляет: «Меня часто приглашают в «Мою семью» экспертом, потому что я по-актерски подыгрываю персонажам, завожусь, начинаю спорить. Однажды я присутствовал на съемках такого сюжета: бизнесмен купил своей жене сексуального раба-негра. Я начал защищать парня, стал выяснять, как же его без документов привезли в Россию, почему нарушают его права. Парнишка только руками разводил, мол ничего по-русски не понимаю. А после съемок подошел ко мне и на довольно хорошем русском выразил восторг моему актерскому мастерству. Оказалось, что он студент Университета имени Патриса Лумумбы – пришел подработать на зимнюю куртку».

Народ не быдло, быдло не народ


Может быть это и не плохо – приглашать подставных людей, чтобы сделать программы интереснее, да и людям дать заработать: один наш знакомый, пока искал себе работу жил на гонорары от съемок в разных ток-шоу, ходил на эти съемки чуть ли ни каждый день и вечерами делился впечатлениями. Теперь он нашел работу и объясняет новым коллегам свое частое появление на экране в немыслимых сюжетах. Может быть нужны подставные актеры, придуманные сюжеты – но хорошие, талантливо сыгранные, как в «Запретной зоне», где каждое слово на месте, где каждый герой знает свою роль, где не отличишь реальный сюжет от придуманного и где не руководствуются фразой, как-то сказанной одним телевизионным магнатом своим подчиненным: «Народ быдло, все съест». Может быть народ «съест», но что он подумает о «поваре»? Наверное он подумает так: «Как же Елена Яковлева не усомнилась в правдивости героини, которая утверждает, что десять лет назад ей писал письма из армии юноша, которого теперь все знают, как Дмитрия Харатьяна. Ведь Дмитрий и Елена вместе снимались, и она не может не знать, что ему уже за 40». Может быть поэтому и ушла из программы Клара Новикова, чтобы о ней не думали плохо.

Окривевший прямой эфир


Делать честное телевидение со звездами еще сложнее, потому что их актерская суть любой правде противится, им подавай настоящую игру. Наверное, кто-нибудь еще помнит конец прошлой эры, когда задумчивый и серьезный Валдис Пельш изображал из себя человека-мельницу в музыкальной программе «Угадай мелодию», был у программы период, когда в студию приглашали звезд, давали им сложные задания, задавали каверзные вопросы. И наши звезды проявляли себя интеллектуалами и эрудитами. Нам довелось побывать на съемках программы и мы с удовольствием увидели, как известная особа, строя на лице глубокую задумчивость, попросту считывает ответы с монитора. Мониторы с подсказками были непременным атрибутом и программы Сергея Минаева «Два рояля».

Новая эра пришла в компании с увлекательными реал-шоу. Например, программа «Последний герой» довольно долго «шла в прямом эфире». В то время, как исхудавшие участники давились на острове кокосами и жуками их вполне телесные клоны благополучно отъедались дома. Когда же ведущий шоу Сергей Бодров-мл. был атакован в коридорах Останкино поклонниками, телевизионщикам пришлось признаться, что программа идет в монтаже.

Странные метаморфозы происходят с прямым эфиром программы «Доброе утро». Звездные гости, которые появляются в эфире передачи рано утром, почему-то шастают по телецентру накануне вечером. Ответ на вопрос оказался не простым, но довольно убедительным – «Доброе утро» и во Владивостоке должно выходить утром, и поэтому программа пишется с вечера: Дальний Восток принимает ее в прямом эфире, а уж Москве достается запись.

Похоже, что и над прямым эфиром «Принципа домино» тоже поработала машина времени. Встреченный в коридоре телецентра Андрей Григорьев-Апполонов сообщил, что только что участвовал в этом ток-шоу – его сюжет оказался в эфире лишь через два дня.

Игры для идиотов


Интересно посмотреть, когда дорогие сердцу звезды попадают в непривычные для них условия, как они реагируют на розыгрыш, или ведут себя на диком острове. Если, конечно этот остров на самом деле дикий и необитаемый. «Последний герой-3», собранный из звезд стал просто эталоном телевизионной подставы. Похоже из всех тягот островной жизни настоящими оставались только комары. Нам, как зрителям, вспоминается бесконечная рисовая каша, сытые, побритые и даже подкрашенные лица островитян…За полтора месяца пребывания на острове у Ольги Орловой даже не отросли корни окрашенных волос. И за тот же период единственной добычей Робинзонов были рыбные мальки, поедаемые прямо живыми Володей Пресняковым – как же бедолаги не усохли с голода? Участник проекта актер Александр Пашутин рассказывал о секретах Совета племени: «Меня исключили быстро, через восемь дней, потому что мне нужно было возвращаться в театр. Кто же отпустит ведущего актера в самый разгар сезона надолго, мой срок пребывания на острове был оговорен заранее», - вот вам и ноу-хау Ивана Демидова, который сподвиг свое племя честно тянуть жребий. Кстати, ужель как утренний туман развеялся роман Рулевого и молоденькой актрисы Марины Александровой? Снова сценарный ход, опять обман?

Кстати о розыгрыше – кажется наконец то жертвами подставы стали сами звезды. Новое шоу Валдиса Пельша так и называется «Розыгрыш», нам пообещали, что разыгрывать звезд будут самым беспощадным образом. На первый взгляд так оно и есть, но вот уж не верится, что наши кумиры такие доверчивые. Не вызывает доверия факт, что Михаил Ширвиндт даже из большой жалости к девочке-фотографу согласился пойти с ней под венец, не верится, что Нина Русланова сможет вполне цензурно объясняться, застав свою машину раздавленной танком. Кстати, а откуда на стоянке супермаркета взялся танк, и куда подевались другие машины, ну или хотя бы люди – ведь должны же из магазина выходить покупатели? Это вопрос не к вам, а к создателям шоу. А вообще, интересно, смешно, да и сыграно неплохо. Да здравствует подстава!

Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
октябрь 2003 года
Категория: Творческие находки | Добавил: zapiski-rep (12.01.2009)
Просмотров: 712 | Рейтинг: 0.0/0 |
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Категории каталога
Новые материалы [19]
Творческие находки [144]
Репортаж исподтишка [40]
Интервью с намеком [109]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017Сделать бесплатный сайт с uCoz