Пятница, 29.03.2024, 16:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Записки журналиста
Главная » Статьи » Творческие находки

Династия Тодоровских: Природе вопреки.
"На детях гениев природа отдыхает" - это правило, а исключения лишь его подтверждают. Наше кино щедро до подобных исключений, одно из них - династия Тодоровских, где папа режиссер Петр Тодоровский - классик отечественного кино, мама Мира Тодоровская - известный кинопродюсер, а сын Валерий - один из самых ярких и талантливых современных режиссеров, чье творчество признано далеко за пределами России.

Через фронт к искусству.


В этой истории нет неожиданных виражей, и судьбы всех участников династии гармонично и ровно вплетаются друг в друга. Как в добром английском семействе, здесь дети мудро преумножают нажитый родителями капитал. Только капиталом в данном случае стал талант и трудолюбие, семейное постоянство и взаимное уважение. Но дорога к этому благополучию лежала отнюдь не по ровному английскому газону, а по самым настоящим трудным российским дорогам.

Наверное, Петр Тодоровский и не помышлял о таком звездном будущем, как и большинство довоенных подростков, он мечтал о мирных подвигах. Но война предложила ему свой сценарий: в 43-м году, семнадцатилетний мальчишка уходит на фронт, даже не успев окончить Саратовское пехотное училище. Первый Белорусский фронт, Польша, бои на восточном берегу Вислы, на Одере, ранения, госпитали… В девятнадцать лет Петр Тодоровский был назначен комендантом небольшого немецкого городка - на войне взрослеют быстро. Наверное, тогда будущий режиссер обнаружил в себе способность командовать людьми, талант, без которого не обойтись при создании фильма, ведь киносъемка - это тоже сражение, только творческое, сражение за успех будущей картины, за любовь зрителей.

После демобилизации Петр Ефимович поступает во ВГИК на операторский факультет. Учеба дается ему нелегко - после пяти лет в армии мирный пейзаж через объектив кинокамеры выглядит непривычно. Да и бытовые проблемы отнимали немало сил: молодой человек ютился по частным домам, казармам, общежитиям, стипендию отстающий студент не получал, поэтому ему приходилось зарабатывать фото-халтурой, а порой и дрова на станции разгружать. В конце концов, Тодоровский получил двойку по фотокомпозиции и был отчислен из института. Из-за какой-то двойки могло не быть ни "Военно-полевого романа", ни "Любимой женщины механика Гаврилова", ни "Интердевочки", ни многих других замечательных фильмов! Но упорством и твердым характером Тодоровский сумел добиться переэкзаменовки на осень.

В личной жизни Петр Ефимович тоже не сразу пришел к счастью и благополучию. Прежде, чем встретить "спутницу на всю жизнь". Были и неудачные браки, были и настойчивые женщины-претендентки: "Однажды я встретил девушку, мы друг другу понравились… Дело молодое: вместе провели ночь. Утром я уехал на съемку. Возвращаюсь, а дома: на столе вкусный обед, полы начисто вымыты, мебель переставлена - квартирка стала какой-то чужой, моя подруга переделала ее на свой вкус. Я разу понял, что девушка метит в жены, и постарался поскорее с ней расстаться - такой напор мне не по вкусу. Традиционно мужчина должен делать предложение".

И Петр Ефимович его сделал, чуть позже, когда встретил девушку с необычным именем Мира. "Когда мы познакомились, я была морским инженером, - рассказывает Мира Тодоровская, - к кино не имела никакого отношения. А потом стала потихонечку переквалифицироваться. Я стала продюсером тогда, когда в нашей стране такой профессии еще не было".

Совместная работа укрепляет брак, но иногда, наоборот, прибавляет отношениям ссоры и конфликты. У Миры Тодоровской по этому поводу есть свое мнение. "Быть везде вместе и сложнее и проще. Проще - потому что, кто больше, чем жена заинтересован в том, чтобы муж снял хорошее кино? Я для этого сделаю все возможное и невозможное. А сложнее оттого, что не очень-то просто сохранять на работе деловые отношения, а дома, наоборот, не возвращаться к профессиональным проблемам и не устраивать в спальне "производственного совещания". "Важно, чтобы и муж, и жена были людьми умными, - подхватил рассуждения о рецептах прочного брака Петр Ефимович, - Чтобы они умели сложную ситуацию как бы отодвинуть от себя и посмотреть на нее со стороны. И никогда не принимать отчаянных решений. В нашей жизни все было: и ссоры, и ревность, и размолвки чуть ли не до развода - но все это в прошлом. Когда люди живут вместе больше 40 лет, они уже, что называется, врастают друг в друга. Вот мы - это одно целое. Мы все друг про друга знаем, у нас общие интересы, мы понимаем друг друга без слов..."

Хичкок поучаствовал.


По мнению Миры, единственное, благодаря чему ее брак с Петром Ефимовичем так прочен, это сын Валера: "Сколько бы ни называли составляющих семейного счастья: и взаимное внимание, и верность, и уступчивость, и терпимость, и материальное благополучие, но, по-моему, главное - это дети. Все остальное - измена, несходство характеров - это все ерунда. Семья без детей - это не семья. Такие семьи чаще всего и распадаются. Дети "склеивают", "цементируют" семью изнутри. Может быть, если бы у нас не было детей, кто знает... За эти сорок лет много чего происходило. Но наш сын - это то, вокруг чего мы вдвоем всегда существовали. Это главная часть нашей жизни. Это то, что нас все это время объединяло. А теперь еще и внуки..."

Сам Валера с юмором рассказывает о своем появлении на свет: "Возможно, я родился только благодаря фильму "Психоз" Хичкока. В то время мои родители еще жили в Одессе, на Одесскую киностудию каким-то чудом привезли эту знаменитую картину, и мои папа с мамой пошли на ее просмотр. А через час после сеанса родился я. Не знаю, каким образом "Психоз" повлиял на мою маму, но Хичкока я люблю".

Валера рос хулиганом и лоботрясом, учился средне, правда, много читал; воровал абрикосы из соседских садов и с удовольствием бегал на работу к папе. Кинопавильоны для него были вторым домом, он знал, как крепятся декорации, где устанавливают камеры, куда подвешивают софиты. На мальчишку даже боялись прикрикнуть, вдруг он нажалуется папе, а это отразится на зарплате обидчика. Валере это нравилось: "Да, мне нравилось, что в огромном павильоне киностудии мой отец во время съемок - самый главный. Он может и покричать, и помолчать, и все всегда будут слушаться его. Я захотел стать таким же, как папа. Отец, когда об этом узнал, сказал, что на его помощь я могу не рассчитывать. Он почувствовал во мне будущего конкурента".

Но так сложилось, что во ВГИК на режиссерский факультет Валерий не поступил, правда, как и отец, он оказался упорным и сумел поступить на высшие сценарные курсы. А поскольку все киношные профессии между собой чем-то связаны, со временем он очень хорошо начал разбираться в режиссуре, настолько хорошо, что первые же фильмы Валерия Тодоровского "Катафалк", "Любовь" и "Подмосковные вечера" были увенчаны наградами Канн, Мангейми, Чикаго и Москвы. Молодой режиссер часто размышлял на тему: "Какому поколению живется легче?", и всякий раз понимал, что каждое время привносило в работу свои проблемы, раньше режиссерам "наступала на горло" цензура, худсовет, а теперь - отсутствие денег. Чтобы снимать хорошее кино, нужно уметь доставать много денег, а плохое кино Валерий Тодоровский снимать не хотел, поэтому он не просто освоил профессию продюсера, но и достиг в ней немалых успехов - теперь от него зависит, какое кино мы будем смотреть по Российскому каналу.

"Зацементировали" брак дважды.


Талантливый режиссер, как папа, успешный кинопродюсер, как мама - что еще надо для полного счастья молодому человеку? Семья. Свою избранницу Наташу Валера встретил в буфете ВГИКа. Она училась на сценарном факультете, младше на курс. То, что она дочь популярной писательницы Виктории Токаревой, будущий режиссер узнал намного позже и стал подумывать о том, чтобы снять кино по сюжету одной из книг своей знаменитой тещи. Однако, вместо фильма в результате совместных трудов звездной пары Тодоровский-Токарева на свет появились двое детей. По мнению мамы Валеры, дети - гарантия крепкого брака, а по словам мамы Наташи, в семейных отношениях ничто нельзя предсказать. В жизни самой Виктории Токаревой был единственный брак, несмотря на то, что соискателей на ее руку и сердце всегда хватало. Писательница считает, что "любовь может продлиться всю жизнь - я бы этого очень хотела, но никто не застрахован и от расставания. Наташа красивая самодостаточная женщина, она способна заинтересовать любого. Да и Валера обаятельный и известный мужчина, творческая личность, а люди искусства часто увлекаются". Однако сомнений тещи сам Валерий не разделяет: "Я уверен, что самые красивые девушки ездят в Московском метро, раньше, когда я оказывался в столичной подземке, я почти каждый раз встречал таких девушек, о которых потом долго вспоминал. А теперь я езжу только на машине, так что нашему с Наташей браку ничто не угрожает".

В этой семье не происходит революционных перемен, не случаются разрушительные катастрофы, не сыплются на голову щедрые сюрпризы, здесь события текут заранее спланированным руслом. Когда-нибудь третье поколение Тодоровских вырастет и выберет свой путь в жизни. Как на этот раз поступит природа - снова ошибется и отвалит добрую порцию таланта? Или вспомнит о своих правилах? А может быть правила пишет сам человек, взращивая и воспитывая детей "по своему образу и подобию", создавая собственными стараниями из них талантливых людей. "Меня часто спрашивают, как мы воспитывали сына - ответила на этот вопрос Мира Тодоровская, - Мы ничего особенного от него не требовали и не ждали. Он всегда сам занимался собой: сам выбирал, что ему читать, сам решал, куда поступать и сам избрал свой путь. Конечно, то, что его отец знаменитый режиссер повлияло на Валерин выбор, но лишь отчасти: он с детства варился в особенном кругу, знал Окуджаву, Высоцкого, Тарковского. Но как бы то ни было, сын уже доказал свое право заниматься этой профессией.

Когда он рос, мы жили материально достаточно тяжело, у нас не было возможности баловать его, тогда многое было иначе: не было, например, компьютеров, которыми так увлекаются мои внуки. Мне это увлечение не очень нравится, оно отнимает много времени, которое, можно было бы потратить на чтение, но у Валеры свое мнение, он детей балует. Надеюсь, что мои внуки тоже сумеют найти себя в жизни. Главное, чтобы решение принимали они сами".

Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
ноябрь 2002 года
Категория: Творческие находки | Добавил: zapiski-rep (10.01.2009)
Просмотров: 1820 | Рейтинг: 0.0/0 |
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Категории каталога
Новые материалы [19]
Творческие находки [144]
Репортаж исподтишка [40]
Интервью с намеком [109]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Записки журналистов памяти Никиты МихайловскогоПамяти Игоря Красавина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz