Вторник, 23.04.2024, 14:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Записки журналиста
Главная » Статьи » Творческие находки

История одного фильма «Место встречи изменить нельзя»

 

Воскресенье, 11 ноября 1979 г., в 19.55 по первой программе ЦТ начался показ первой серии многосерийного телефильма «Место встречи изменить нельзя». Фильм предваряла мощная рекламная кампания (особый упор делался на участие Владимира Высоцкого). Улицы страны пустели. В те пять вечеров, когда показывали «Место встречи…», не было зарегистрировано ни одного преступления! Это ли не доказательство поистине волшебной силы киноискусства?..
 

«Пробы»

Культовую ленту Станислав Говорухин поставил по роману братьев Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия». Вайнеры рассказывали, что идею создать сценарий фильма к их роману подсказал Высоцкий, мечтавший сыграть роль Жеглова. Ради него писатели даже пошли на изменение внешности героя. В романе Глеб Жеглов был высокий и плечистый красавец. Говорят, режиссером должен был стать Алексей Баталов. Но Баталов по каким-то причинам не смог, и к съемкам приступил Станислав Говорухин. Кинопробы  Жеглова режиссер провел формально, только чтобы отчитаться перед руководством, и утвердил Владимира Семеновича. А вот с ролью Шарапова возникли трения. Вайнеры хотели видеть в этой роли Евгения Герасимова, но актер был занят на других фильмах и отказался о чем впоследствии очень жалел. Так же на роль Шарапова пробовался актер Евгений Леонов-Гладышев, но его пробы забраковал худсовет, однако он сыграл эпизодическую роль Васи Векшина.  Не прошел пробы и Сергей Шакуров. А вот роль красавчика- злодея Фокса изначально должен был исполнять актер Борис Химичев, но и его кандидатуру забраковали. Зато амплуа злодея- сердцееда на многие годы приклеился к актёру Александру Белявскому. Вот что он сам рассказывал: «Роль Фокса в фильме «Место встречи изменить нельзя» сделала меня известным, но надолго «сломала» кинокарьеру. Для режиссеров я стал не Белявским, а Фоксом, режиссеры стали предлагать мне лишь роли отрицательных персонажей. А после фильма «Серые волки» друзья какое-то время вообще именовали меня не иначе как Леонид Ильич Фокс».
 

«Два Владимира и черная кошка»  

Несмотря на то, что изначально фильм задумывался ради Высоцкого, незадолго до начала съемок произошла такая история. Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе собрались Высоцкий, Марина Влади и Говорухин, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Влади со слезами на глазах взяла Говорухина за руку и увела из комнаты. "Отпусти Володю, снимай другого артиста!". Ей вторил Высоцкий: "Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль". "Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер", - вспоминает Говорухин. Высоцкий на съемках блистал и как актер, и как режиссер. Говорухин, уезжая в командировки, оставлял его за главного, и тот справлялся с работой в два раза быстрее, киногруппа просто сходила с ума от бешеного темпа и позже шутя жаловалась Говорухину, на Высоцкого. Владимир Семенович поставил сцену допроса Груздева (Сергея Юрского), помог создать образ карманника Кирпича Станиславу Садальскому, приклеил фотографию Вари (любимой девушки Шарапова) на дверь, где должен был спрятаться Шарапов. Более того, Высоцкий прекрасно знал быт и нравы послевоенных лет. Оттого и надел Васе Векшину на шею белое морское офицерское кашне. После войны многие подростки щеголяли в таких подчеркивая принадлежность к фронтовикам. А на руке сделал наколку «Леля» - самое модное имя тех лет. Нагрузка у Высоцкого была чудовищная, ведь он продолжал играть в театре на Таганке. По два-три раза в день летал в Москву на спектакль и обратно. Милиция везла его в «Волге» с сиреной, а гримерша по дороге превращала Жеглова в Гамлета. А после спектакля, иногда почтовым самолетом, рядом с кипой газет летел в Одессу на утреннюю съемку. Владимир Конкин в интервью признавался, что Высоцкий подавлял его на съемках, не терпел конкуренции в кадре: «Когда кто-то рядом делал что-то неплохо, у него это вызывало желание быть лучше. И не всякий раз это было деликатно и корректно. Усмирять Владимира Семеновича мог только Говорухин. А иногда ситуации были на грани серьезного конфликта. Владимир Семенович ведь был человек эмоциональный и спонтанный. Его благорасположенность ко мне вдруг менялась, рассказывал Конкин,  на реакцию противоположную, если что-то делалось «не по его»... В жизни они так и не стали друзьями. Более того, поговаривали, что между двумя Владимирами пробежала черная кошка. Так уж получилось, что любимцем публики стал не милосердный Шарапов, а взрывной, иногда нахальный Жеглов.

Малоизвестные факты.

Из фильма были вырезаны все кадры о войне. По сюжету Шарапов должен вспоминать свои фронтовые подвиги в 5-й серии, когда встречается в банде с боевым товарищем Левченко. Дело в том, что технически отснятый материал не вмещался в пять серий, а на шесть серий его не хватало. Вот и получилось, что от этого сюжета осталось лишь несколько слов Шарапова. Есть и другая версия. Говорят, что режиссер фильма сделал так потому, что не хотел придавать большого значения военной теме.

Сцену, где Жеглов обыгрывает вора Копченого на бильярде, снимали в Одессе в единственной бильярдной, которая находилась в парке Шевченко. Кстати, она и сейчас там есть. Куравлева и Высоцкого учил играть лучший бильярдист Одессы Владимир Иванов, мастер спорта СССР. Высоцкий привез записи своих песен, их крутили в бильярдной во время съемок. Но Говорухин посчитал, что это мешает работе, и запретил «концерты».

Братья Вайнеры рассказывали, что образ Кирпича был собирательным. Однако старожилы МУРа утверждали, что главным прототипом антигероя  стал известный карманник Александр Прокофьев по кличке Шорин. В общей сложности он провел за решеткой 25 лет. Ни дня в своей жизни не работал. Никогда не был женат и умер в 2003 году от рака.

Министр МВД СССР попросил, а это было равнозначно приказу, чтобы Жеглов хотя бы раз появился на экране в милицейской форме. Но Высоцкий не соглашался категорически. Для Владимира Семеновича милиционер сталинских времен ассоциировался с теми людьми, которые творили страшное беззаконие. Он столько был наслышан об этом и так больно это переживал, что все, что было связано с милицией, не переносил на дух, рассказывал Говорухин. Режиссеру пришлось придумать сцену, где Жеглов примеряет китель. И большим трудом уговорил актера на эту сцену.

В  фильме Высоцкий не исполнял своих песен, хотя первоначально очень хотел. Против этого был Говорухин, он считал, что тогда образ певца Высоцкого заслонит образ капитана Жеглова. В итоге персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: "МВД, капитану Жеглову".

Незадолго до смерти Аркадий Александрович Вайнер в своих интервью ни раз рассказывал о задумки снять продолжение фильма. Предполагалось, что в продолжение картины войдут оставшиеся неиспользованными в первом «Месте встречи» съемки Владимира Высоцкого. В первой серии Жеглов по сценарию, погибает от рук бандитов. Шарапов в продолжение останется, но его должен был играть молодой актер похожий на Конкина.
 

«ЗА КАДРОМ»

Когда снимали ночную милицейскую погоню, часть территории возле Большого театра была оцеплена, и все же поклонницы прорывали ограждение. В перерыве съемочная группа услышала крик Высоцкого. Бросились в темень и увидели Владимира Семеновича, который пытался оторвать от себя молодую женщину: она вцепилась зубами в его кожаное пальто (видимо, от переизбытка чувств). Хорошо, что пальто было из прочной отечественной кожи.

В эпизоде, когда герои Высоцкого и Куравлева играют в бильярд, все забитые Жегловым на экране шары на самом деле забиты…Куравлевым.

Многие места действия, описываемые в романе и сценарии, пришлось поменять: по Цветному бульвару, где убили Васю Векшина, не ходят трамваи. На площади Никитских ворот лезло бы в кадр здание ТАСС. А ресторан "Нарва", где арестовали Маньку-Облигацию, вообще был тогда на ремонте.

В конце книги «Эра милосердия» Варя погибает. Но чиновники сочли такой финал фильма недопустимым и заставили изменить его.
 

«Счастливый эпизод»

Для многих актеров эпизодические роли в этом фильме стали визитными карточками и даже мешали в актерской карьере. Лариса Удовиченко (Манька-Облигация) после фильма получала письма из тюрем: "Не горюй! Выйду - моей будешь!", а один поклонник вернувшийся  зек пришел к ней домой, стучался в  дверь, так что пришлось вызвать милицию. Александр Белявский (Фокс) до сих пор слышит у пивных ларьков обращенное к себе: "Фоксу - без очереди". (Кстати, от роли Фокса в свое время отказался актер Вячеслав Шалевич, о чем до сих пор жалеет.)
Алексей Миронов (шофер Копытин) во время съемок ослеп от катаракты на обоих глазах. Высоцкий позвонил другу, офтальмологу Федорову, и "шоферу" вернули зрение. Всеволод Абдулов (милиционер Соловьев) приглашение в фильм получил в больнице,  где лежал после страшной  автокатастрофы, к нему пришел Высоцкий со списком ролей на выбор, Абдулов без колебаний выбрал роль труса Петюни.


Как известно ни один фильм не обходится без ляпов. В «Место встречи…» их не много, судите сами:

  1. В самом начале первой серии, после того как Шарапову почистили обувь, в окне проезжающей машины отражается осветительный прожектор.
  2. В моменте, когда Шарапов едет в Лосинку, от платформы отходит ЭЛЕКТРИЧКА "ЭР-80" и показана достаточно современная надпись на платформе.
  3. Там же, когда он переходит через вагон-теплушку, перед этой самой теплушкой идёт вагон-рефрижератор с большой буквой М, которые вряд ли тогда существовали.
  4. Шарапов идёт с Варей (третья серия) по парку. На заднем плане проезжают машины: УАЗ 452, ГАЗ 24.
  5. Сцена погони. Высоцкий выбивает окно автобуса и просит держать его за ноги - "нежно". Погоня ночная, но за выбитым окном день и на заднем плане по дороге на другой стороне реки опять же едет "Волга" ГАЗ-24.
  6. Когда Промокашка при ограблении магазина рисует на стене чёрную кошку, достаточно хорошо заметно, что очертания кошки уже на стенке есть. Их рисовал сам Говорухин.
  7. В сцене допроса обвиняемого Груздева у Шарапова частенько меняется причёска (из гладко зачёсанной назад в причёску "на пробор". При этом никаких адекватных манипуляций он не совершает...
  8. Шарапов в "малине". В одном кадре царапин на лице много, в другом уже мало...
  9. В третьей серии, там где Шарапов в ожидании Вари, на лестнице с колоннами, после разговора с Панковым, внизу слева виден микрофон.
  10. В начале фильма, когда убили Векшина, его показывают убитым и из уголка рта стекает кровь. МУРовцы его не трогают, ждут "скорую", когда та приезжает, показывают его, сидящим в той же позе, но с совершенно чистым лицом.
  11. В эпизоде с подкидышем Синичкина сначала с погонами рядовой, а пеленает ребенка уже с лычками младшего сержанта.
  12. Такая же история с погонами и в эпизоде гуляния Шарапова и Синичкиной в саду. Встречает она Шарапова рядовой, а в саду уже она младший сержант.
  13. Еще один эпизод, но ошибку видно только при замедлении. Когда машина с Фоксом сбивает девушку-регулировщицу, то под колеса падает один человек, а катится по асфальту видимо каскадер (на ногах отчетливо видны черные наколенники, которых не было на девушке).
  14. На допросе у Шарапова Фокс вытирает пальцы со следами крови об стол. В следующем кадре следов крови уже нет.

Удивительно, но несмотря на всеобщее признание, сериал не получил наград. Лишь министр внутренних дел СССР вручил его создателям почетные грамоты, что не раз помогало им при встречах с ГАИ. А за Жеглова Владимир Высоцкий посмертно удостоен Государственной премии СССР 1987 года.

 

В.Высоцкий «Граждане, ах, сколько ж я не пел, но не от лени»...(История фильма «Место встречи изменить нельзя»)

 

Граждане, ах, сколько ж я не пел, но не от лени —
Некому: жена — в Париже, все дружки — сидят.
Даже Глеб Жеглов — хоть ботал чуть по новой фене —
Ничего не спел, чудак, пять вечеров подряд.

Хорошо, что в зале нет
Ненаших всех сортов,
Здесь — кто хочет на банкет
Без всяких паспортов.

Расскажу про братиков —
Писателей, соратников,
Про людей такой души,
Что не сыщешь ватников.

Наше телевидение требовало резко
Выбросить слова "легавый", "мусор" или "мент",
Поменять на мыло шило, шило — на стамеску,
А ворьё переиначить в "чуждый элемент".

Но сказали брат и брат:
"Не! Мы усё спасём.
Мы и сквозь редакторат
Всё это пронесём".

Так в ответ подельники,
Скиданув халатики,
Надевали тельники,
А поверх — бушлатики.

Про братьёв-разбойников у Шиллера читали,
Про Лаутензаков написал уже Лион,
Про Серапионовых листали Коли, Вали...
Где ж роман про Вайнеров? Их — два на миллион!

Проявив усердие,
Сказали кореша:
""Эру милосердия"
Можно даже в США".

С них художник Шкатников
Написал бы латников.
Мы же в их лице теряем
Классных медвежатников.

1980

 

                                                            Катерина РОМАНЕНКОВА специально для журнала "Шансонье"

 

 

 

 

 

 

Категория: Творческие находки | Добавил: zapiski-rep (10.01.2009)
Просмотров: 4402 | Рейтинг: 5.0/3 |
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Категории каталога
Новые материалы [19]
Творческие находки [144]
Репортаж исподтишка [40]
Интервью с намеком [109]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Записки журналистов памяти Никиты МихайловскогоПамяти Игоря Красавина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz