Пятница, 19.04.2024, 01:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Записки журналиста
Главная » Статьи » Творческие находки

История фильма: «Белое солнце пустыни».

Мало кто знает, что заказ от Госкино на съемки «Белого солнца пустыни» поступил после триумфальных «Неуловимых мстителей». Фильм задумывался как первый советский вестерн  на тему борьбы с басмачами, и название имел соответствующее: «Басмачи». Реализовать сценарий поручили Андрею Кончаловскому, который в тот момент находился в простое. Однако через некоторое время режиссеру предложили ещё один проект, о котором он мечтал давно – снять «Дворянское гнездо». Следующими над будущим шедевром  стали трудиться известные сценаристы Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков. Когда их обновленный вариант будущего фильма был принят, перед всеми встал нелегкий вопрос, кого пригласить режиссировать картину? Кандидатуры возникали самые неожиданные, например, Юрий Чулюкин, снявший такие замечательные комедии как «Девчата» и «Неподдающиеся». Когда тот отказался, пригласили Андрея Тарковского, его фильм «Андрей Рублев» положили на полку, но, не смотря на то, что режиссер сидел без работы он категорически отверг это предложение, мотивируя тем, что снимать фильмы о басмачах ему неинтересно. Невероятно, но Владимир Мотыль поначалу тоже не хотел браться за эту работу. Однако сценаристам, пообещавшим режиссеру полную свободу действий в дорободке сценария все же удалось его уговорить. Если быть честными до конца, стоит отметить, немаловажную роль в согласии Мотыля взяться за эту работу стал банальный денежный вопрос. В то время он буквально перебивался с воды на хлеб кочуя по друзьям с мамой пенсионеркой. Своей квартиры у него не было и приходилось жить, где попало.  Работа над фильмом это всегда хороший заработок, да и сценарий Мотылю показался интересным.  Он его дописал, попросил своего друга Марка Захарова сочинить письма Сухова Екатерине Матвеевне, да и название фильма преобразовалось за время исканий из «Басмачей» в «Пустыню». Придумал Мотыль и колоритного Верещагина, который «и не за белых, и не за красных». Эдакий богатырь земли русской, стоящий на страже ее границ.

 

Два Сухова, Абдулла и Саид и другие.

 

Кандидатов на главные и второстепенные роли искали по картотекам «Мосфильма» и «Ленфильма». Кандидатуры возникали самые неожиданные. Например, на роль Катерины Матвеевны пробовали первую красавицу советского кино Наталью Фадееву. А на роль таможенника Павла Верещагина пробовался Владимир Ильин и Ефим Копелян. На роль Федора Сухова тоже было много претендентов. Однако Владимир Мотыль остановился на Георгии Юматове и Анатолии Кузнецове. Как это часто бывает, но предложение сыграть Сухова Анатолий Кузнецов сначала принял без энтузиазма, к тому же он знал, что Мотыль больше склоняется к кандидатуре Юматова. Во время проб название «Пустыня» сменили на более звучное «Спасти гарем». На роль коварного Абдуллы пробовалось несколько известных актёров, однако выбор остановили на мало кому известном Кахи Кавсадзе, уж очень колоритно он смотрелся в кадре. Когда Мотыль на роль Саида пригласил Спартака Мишулина, многие не понимали, а некоторые не одобряли этот выбор. Зато режиссер давно знакомый с актёром прекрасно знал, лучшего Саида ему просто не найти. Самые большие сложности возникли с отбором актёра на роль Петрухи. Все кто пробовался на эту роль не устраивал Мотыля. Говорят, что он сам не мог понять каким должен быть этот герой -  с трагической или комической ноткой. Мало кто знает, но роль Петрухи пробовался даже суперкомик нашего кино Савелий Крамаров. Буквально в последний момент Мотыль вспомнил о забавном и талантливом парне, которого снимал в эпизоде «Женя, Женечка и «Катюша» - Николае Годовикове. О непростой судьбе этого актера мы расскажем чуть позже. Через несколько дней Петруха был утвержден. В роли таможенника Верещагина Мотыль хотел снимать Павла Луспекаева. Но он знал, что недавно ему ампутировали пальцы ног, и стеснялся предлагать фактически инвалиду такую роль. Однако, перепробовав множество актеров, Владимир Мотыль решился «пан или пропал» и отправился к Луспекаеву домой. «Первое, что меня удивило, Луспекаев был на ногах, даже дверь открыл мне сам – вспоминал позже режиссер. Никаких костелей, только палочка в руке. Обсуждая роль, я предложил ему перенести все сложные съемки в павильон, но актёр наотрез отказался». К сожалению, эта роль для Павла Луспекаева стала последней.

 

Гарем

 

Пожалуй, самые забавные и необычные истории связанны с девушками, сыгравшими гарем. Из них только три были профессиональные актрисы. К примеру, Галина Лучай сыгравшая Катерину Матвеевну работала редактором в Останкино. И попала на съемки совершенно случайно. Однажды Мотыль, который уже отчаялся найти настоящую дородную красавицу зашел в монтажную «Ленфильма», там находилась Галина. Как позже признавался сам режиссер, он отсмотрел множество актрис, ездил даже по деревням в надежде найти нужный типаж, увы…И тут в полумраке монтажной он увидел ту, кого столько времени искал. Однако, на заманчивое предложение режиссера, Галина ответила категорическим отказом, у неё была работа, маленький ребенок и ревнивый муж. Но режиссер был чрезвычайно настойчив, и, в конце концов, ему удалось уговорить женщину. А вот роль Гюльчатай в фильме исполняли две актрисы. Сначала на эту роль утвердили Татьяну Денисову, чьего лица зритель так и не увидел. Ассистент нашел её в цирковом училище. В середине съемок актрисе предложили зарубежные гастроли и выгодный контракт, естественно от таких предложений не отказываются, и она покинула съемочную площадку. На её место взяли Татьяну Федотову выпускницу Вагановского училища. Пригласили Татьяну не случайно, она уже подменяла других девушек из гарема, когда тем срочно надо было покинуть съемки.  Но, пожалуй, самой калорийной «женой Абдуллы» стала некая Зинаида, которая попала в фильм с…панели. Слишком красива и фигуриста была представительница первой древнейшей. Справедливости ради отметим замечательную игру прекрасной актрисы Татьяны Ткач, кто не помнит её в роли любовницы Горбатого «Место встречи изменить нельзя»? Лицо второй профессиональной актрисы Галины Умпелевой зритель, увы, так же как и первой Гюльчатай не увидел. Ну и конечно Татьяна Кричевская, именно она говорит фразу: «Когда я была любимой женой, мы видели нашего господина каждую ночь….».

 

«Превратности судьбы».

 

Судьбы молодых актеров снявшихся в «Белом солнце пустыни» сложились по-разному. К примеру, Николай Годовиков, сыгравший Петруху, немало хлебнул лиха за эти десятилетия. Тучи над его жизнью стали сгущаться практически сразу после съемок. Все началось с того, что он, повздорив с одним из ченушь «Ленфильма» угадал в армию. Хотя до этого у актера была бронь. Через два года вернувшись в Ленинград, он какое-то время  работал слесарем на заводе. Затем женился, у него родилась дочь. И даже предпринял попытку вернуться в актерскую профессию. Увы, брак просуществовал недолго. Как позже признавался сам Николай во многом он сам виноват, частые возлияния не способствуют крепким семейным узам. В 1977 году актер чуть не погиб. Повздорив с соседом по коммуналке, в драке он получи удар «розочкой». Медики буквально вытащили парня с того света. А через несколько месяцев Годовиков и вовсе загремел на нары по статье тунеядство. Вот, что об этом рассказывал сам актер: «Посадил меня участковый. Говорит: «Ты 4 месяца не работал - значит, тунеядец». Я его спрашиваю: «Зачем посадить хочешь?» А он: «Меня жаба душит! Ты живешь один, 25 метровая комната. А я с семьей, женой и ребенком, на 18 метрах ючусь». Стараниями завистливого участкового Николаю дали один год. Вернувшись после отсидки в злосчастную коммуналку, Годовиков обнаружил, что из его квартиры было украдено все подчистую, а он сам выписан. «Я явился в милицию, но прописывать в Ленинграде меня отказались, дали направление в Приозерск на целлюлозно-бумажный комбинат. Там говорят: «У нас все места в общаге заняты. Снимите пока угол, прописку сделайте. И на учет в военкомате нужно встать». Прихожу в военкомат. Говорят: «Поставим на учет, но вы сначала пропишитесь». А в паспортном столе: «Встаньте сначала на военный учет». Я на это дело посмотрел и от безнадеги с ворами – рецидивистами связался. Те накормили, напоили, одели и дали 500 рублей, огромная сумма по тем временам! А потом одному из них понадобился напарник для кражи, и я сам вызвался. Нас «замели». Тюрьмы я уже тогда не боялся. И отсидел 4 года под Вологдой, в Шексне. Освободившись, я старался не лезть никому на глаза – продолжает свой рассказ Годовиков. Но друзья чуть ли не насильно привели меня на «Ленфильм». А там меня уже «похоронили» - женщины обмирали, когда я появлялся в павильонах. Думали, что спился, убит…».  В третий раз актер «загремел» вообще по глупости. Дело было так. Вместе с приятелем он приехал в городок Ленинградской области. У приятеля была сумка с набором «фомок». Выпили, пошли прогуляться. Увидели открытую форточку в квартире на первом этаже. Первым в нее залез Петруха, за ним и приятель. Стали искать ценные вещи. И нашли: кроличья шапка, кофе, джинсы, трое наручных часов. Приятель Годовикова «машинально» положил к себе фотоаппарат и сберкнижки. Собрались, было уйти через дверь, а на пороге их встретила милиция, которую вызвала хозяйская дочь. Она не смогла открыть дверь и позвонила в 02. Очередной суд состоялся 1 мая 1991 года. Петруха получил 2,5 года. Свою третью по счету «ходку» он провел во Владимирской колонии строгого режима для рецидивистов. Отсидев в последний раз, Николай сумел вернуться к нормальной жизни. Сейчас он периодически появляется на экране в эпизодических ролях.

Не менее трагически сложилась жизнь и Гюльчатай. К счастью все обошлось без криминала. Татьяна Федорова всегда страдала из-за своего прямолинейного и волевого характера. После окончания балетного училища Татьяна работала в танцевальном ансамбле. Именно там она узнала, что такое зависть, преследования со стороны руководства, давление со стороны партнерш. Её недолюбливали за то, что артистка могла резануть правду-матку прямо в лицо. Неудивительно, что вскоре Федорова «довыступалась». Её уволили за два года да пенсии. Но сильная женщина не сдавалась, она пошла в райком партии, написала в газеты. В результате этой борьбы руководство ансамбля восстановили её на работе и дали доработать до пенсии. Когда в 1997 году «Белое солнце пустыни» было выдвинуто на соискание Госпремии России, Татьяна Федорова работала…уборщицей в Русском музее. «Однажды меня пригласили на один кинофестиваль, хотели, что бы я вручала статуэтку «Гюльчатай». Обещали, что все переезды, проживание, питание будет за их счет. Просто умоляли, что бы я никуда не уезжала из Петербурга. Я ждала, ждала звонок, но так и не дождалась. А потом увидела по телевизору как другая молодая и длинноногая «Гюльчатай» вручает статуэтки. Обидно было до слез». Татьяна уже много лет истово верит в бога. И когда встречается с Перухой-Годовиковым наставляет его на путь истинный.

Светлане Сливинской (Саида) на момент съемок было тридцать лет. Из всех «наложниц» она была самой взрослой. В фильм её пригласил сам Владимир Мотыль. После фильма «Белое солнце пустыни» ей не раз предлагали сниматься в кино. Но, помня, как тяжело рождалась эта комедия, она отказалась от актерской стези: «Я стала искусствоведом и переводчиком. Но с кино не рассталась. Переписывалась с Феллини, Лукино Висконти был моим другом. Я была замужем за композитором, но муж уже умер. Теперь у меня одна радость - 7 летняя внучка»

Роль самой полной жены Абдуллы досталась ленинградке Алле Лименес. Её долго уговаривали сняться, вспоминал позже ассистент по актерам Николай Конюшев: «У Аллы были подходящими южное лицо и полнота». Больше в кино она не снималась, всю жизнь проработала инженером. Сейчас женщина живет одна, замужем никогда не была, детей тоже нет. Сестра несколько лет назад уехала в Америку. Скрашивает одиночество женщины только маленькая собачка. Никто из соседей даже не подозревает, что когда-то она снялась в культовой ленте.

За самой высокой наложницей Хазифой Николай Конюшев ездил в Ригу: «Там в университете я и приглядел длинноногую красавицу Велту Дэглав. Такой милый раскосый восточный взгляд, а рост метр девяносто...»  Её судьба сложилась иначе: «Я счастлива, что снялась в кино. Фильм впервые помог мне почувствовать себя желанной и любимой, рассказывала Велта. Я до сих пор удивляюсь, как мама позволила мне сыграть роль наложницы?! Я была совсем наивным цветком, училась в университете на филфаке, играла в баскетбол. А с этим фильмом впервые познала жизнь. Узнала, что такое водка, сигарета с травкой. Мужчины на съемках от меня глаз не сводили – такие рослые девушки на Юге были тогда редкостью. Я все шутила: «Посмотрели? Теперь по рублю!» С девушками мы действительно стали жить гаремом. Все вместе». Вскоре после съемок Велта вышла замуж, но брак просуществовал недолго. «Мой второй муж был фотографом, он погиб в аварии. Кстати, мне на съемках нагадали, что у меня будет три мужа». Сейчас у Велты двое детей. Она замужем за политиком, сама была депутатом парламента. Награждена орденом «Трех звезд».

 

Крылатые фразы:

 

Стреляли...

Да гранаты у него не той системы

Мне за державу обидно...

Таможня даёт добро!

Гюльчатай, открой личико!

Нет, ребята! Пулемёта я вам не дам!

Товарищи женщины!

Павлины, говоришь?

Не могу я её [икру] больше есть! Хоть бы хлеба достала!

Свободу женщинам Востока!

 

 

Любопытные факты:

 

По традиции, космонавты перед стартом обязательно смотрят этот фильм, кассета с ним есть даже на борту Международной космической станции.

  

В самом середине съемок режиссера Мотыля было решено отстранить от съемок. Пригласили Владимира Басова. Но тот категорически отказался. Вечером, позвонив Владимиру Мотылю он сказал: «Что я им, шакал, что ли?».

 

Не обошлось на съемках и без трагедий. Из-за неосторожности погиб один из прикомандированных к кино группе сержант Жакупов. А Павел Луспекаев чуть не лишился глаза. Дело было так: В один из выходных дней он зашел в ресторан, там между местными завязалась драка Луспекаев попытался разнять дерущихся. В этот момент кто-то саданул его по брови, только по счастливой случайности лезвие ножа не угадило в глаз. 

 

 

                                                                                                   Катерина РОМАНЕНКОВА

 

Категория: Творческие находки | Добавил: zapiski-rep (09.08.2009)
Просмотров: 3278 | Рейтинг: 5.0/1 |
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Категории каталога
Новые материалы [19]
Творческие находки [144]
Репортаж исподтишка [40]
Интервью с намеком [109]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Записки журналистов памяти Никиты МихайловскогоПамяти Игоря Красавина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz