Воскресенье, 17.12.2017, 03:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Записки журналиста
Главная » Статьи » Творческие находки

Русские женщины: Согревая Землю руками.
Про таких классик Некрасов сказал "Коня на скаку остановит…", да и не только коня - она, русская женщина много на что еще способна: и "план давать", и землю пахать и детей рожать. На ней, на женщине из народа и держится наша земля русская, вертится и плодоносит, несмотря на тяготы и стихийные бедствия. Потому и тонкотелые, бледнорукие, рафинированные "девушки с обложки", промелькнув на экране забываются, как задник декорации, а в памяти и сердце зрителей остаются колоритные деревенские бабы.

Нонна Викторовна Мордюкова: Всегда любила красавчиков.


В певучем и раздольном крае родилась будущая актриса Нонна Мордюкова, в казачьей станице Константиновской Донецкой области. Вольный воздух формировал характер девочки, а замечательный голос матери, которая вечерами пела романсы и русские песни прививал любовь к искусству. Ноябрина, именно так назвала мать дочку, рожденную в предзимний месяц, унаследовала хорошие вокальные данные, но с двенадцати лет мечтала не о музыке, а о кино: "Еще учась в школе, я заразилась мечтой пойти туда, где делают волшебные произведения - кинофильмы. Но грянула война, мечту пришлось отложить "на потом", станица попала в оккупацию и, пожалуй, наш домишко был единственный куда не подселились фашисты - многодетная семья ютилась в тесноте". В победный сорок пятый год Мордюкова закончила школу, вспомнила о своей мечте и тайком от матери уехала в Москву.

Сказать, что Мордюкова не была готова к вступительным экзаменам, это не сказать ничего, она не выучила ни стихов, ни прозы, и приемную комиссию ВГИКА решила удивлять импровизацией: начала рассказывать истории, которые сочиняла на ходу, да так вошла в раж, что перемешала все: и что было и чего не было. Экзаменаторы покатывались со смеху. Еще бы, видок у абитуриентки был соответствующий происхождению: старое ситцевое платье и галоши. Но за этой непосредственностью, простотой и напором комиссия разглядела первобытный талант - Мордюкову приняли на первый курс.

Первая кино роль - Ульяна Громова в картине Сергея Герасимова "Молодая гвардия" стала большим испытанием для начинающей актрисы - именно за эту роль Нонна Мордюкова удостоилась Сталинской премии, именно съемки этой картины познакомили девушку с ее будущим мужем Вячеславом Тихоновым, но и по вине этой работы актрису несколько лет не снимали вообще, не давали даже самой крохотной роли, объясняя отказы просто: "Представьте, будет по экрану Ульяна Громова ходить, а у нас фильм совсем о другом". С такой же проблемой столкнулся и Тихонов, поэтому молодой семье нередко приходилось голодать.

Хочется заметить, что красавец Тихонов был не первой любовью Мордюковой, в своем студенческом коллективе у Нонны был жених: "Его звали Петя. Ну такой он был красивый - невозможно! Ногти у него были полированные, а белье пахло мылом - он его каждый день стирал. И конспекты у него были такие же чистенькие, аккуратненькие - в руки взять страшно. По выходным он ездил домой, на подмосковную станцию Железнодорожная и привозил оттуда баночки с квашеной капустой, перевязанные бантиками и чемоданчик с овощами - по вечерам готовил себе еду. И весь он был такой "пионерчик-отличничек". Ангел! Красавчик! Мне даже не верилось, что мы с ним встречаемся". Дело шло к свадьбе, приехала мама, посмотреть на будущего зятя и вывела короткое резюме: "Да на черта он нам сдался!". И Нонна сразу осознала полную несовместимость мира этого Пети с ее собственным.

Тогда она и влюбилась в Тихонова. "Он ко мне не испытывал интереса, а я, завороженная его красотой, закружила ему голову своим напором и желанием". Рождение сына Владимира и выход фильма "Молодая гвардия" совпали по времени. Было очень тяжело, бедно. Из студенческого общежития артистов выселили - жить было негде, скитались по друзьям, пока от Госкино не получили крохотную проходную комнатку в бараке возле метро Аэропорт.

Бытовые трудности не способствовали укреплению брака, отношения супругов были прохладными. Они были слишком непохожими: она - яркая кубанская казачка, говорит - так громко, смеется - так от души; а он скромный, тихий павловопосадский мальчик. Вместе они не жили, а мучились, только ради ребенка сохраняя семью, да и стыдно было в то время разводиться. "Потом я выходила замуж, да только без загса, - сказала как-то артистка. - Мужья мне все не те попадались. Красивые были, как боги, но какие-то инфантильные, несостоявшиеся, все норовили за мой счет прожить. От женихов отбоя не было, но все больше пацанва вокруг увивалась, лет на 15-20 моложе, а настоящего мужчину я так и не встретила, чтобы был внимательным и чтоб семейную ношу на свои плечи взял".

После пятилетнего простоя в работе Мордюкову пригласили на картину "Чужая родня", но актриса уже не верила в успех и кинопробы провела неудачно. Несмотря на это режиссер все-таки решился доверить ей роль Стеши. Это был "звездный час" Мордюковой - дальше одна за другой пошли роли, названные лучшими в отечественном кино.

Не бывает русских женщин с легкой судьбой - за творческий успех жизнь выставила Нонне Викторовне счет, оплатой по которому стала жизнь ее сына. Однажды, вернувшись из киноэкспедиции, мать узнала, что ее восемнадцатилетний сын пристрастился к наркотикам - Мордюкова воевала за Володю много лет, однако, в возрасте сорока двух лет он все-таки умер.

Что может быть утешением для матери? Работа? Но в последние годы по мнению самой актрисы была лишь одна достойная роль в картине "Мама", хоть критики и обругали ленту, Нонна Викторовна называет ее "картиной из прошлого", в которой есть семейная любовь. После этого фильма актриса не хочет сниматься: "…раз уж наступил тот возраст, что дают играть одних бабулек или предлагают дурацкие сценарии, в которых грязь и моральная опущенность". В утешение, или скорее в укор нашим кино-босам хочется напомнить, что в 1992 году Нонна Мордюкова была внесена в британскую энциклопедию "Кто есть кто", как одна из десяти выдающихся актрис ХХ века.

Нина Николаевна Усатова: Театральное училище взяла измором.


Есть на Алтае красивое местечко со сказочным названием Малиновое озеро, есть там и озеро, цвета фуксии в окружении белых, как снег валунов. Это не фантастическая деревенька из зазеркалья, это родина актрисы Нины Усатовой: "А вода в озере и в самом деле малиновая, от большого содержания марганца… и валуны белые - они покрыты кристаллами соли, колючие, в детстве мы бегали по ним босиком и купались в озере, в котором даже если захочешь, утонуть нельзя - настолько оно соленое. А зимой катались на санках с крыш - такие огромные сугробы наметало!" С восьмого класса Нина Усатова знала, что будет актрисой, играла в школьных спектаклях купчих и мамаш, не пропускала ни одного фильма, которые привозили по выходным на их полустанок. "Я была очень застенчивая, но поняла, что на экране можно выплеснуть все, что накипело, - призналась актриса, - с детства очень любила придумывать, и первый, скажем так, режиссерский опыт был у меня в пионерском лагере, где я занималась различными постановками".

Однако цель стать актрисой приближаться к Нине не спешила, после окончания школы девушка уехала в Москву поступать в Щукинское училище. Пять раз проваливалась на вступительных экзаменах, работала мотальщицей 6-го разряда на суконной фабрике "Красный октябрь", в Подмосковье и продолжала мечтать о сцене, поэтому трудностей не замечала. В конце концов, над упорной абитуриенткой сжалились, выпросили для нее вакансию слушательницы курса режиссерского факультета. Несмотря на диплом режиссера Нина Усатова остается верна актерской профессии и, как бы не переманивали ее Столичные театры, продолжает служить Санкт-Петербургскому БДТ - верность и постоянство в характере у этой женщины. "Конечно, перспектив в Москве больше, больше свободы, работы и денег, жизнь там расторопнее, чем в Питере. Но я очень домашний человек и стараюсь долго в семье не отсутствовать. К тому же я человек, привыкающий к одному месту, к тишине, к уютному уголку, где можно расслабиться, к своей кровати, наконец".

Столь же постоянна Нина Николаевна и в семейной жизни, у нее муж - учитель, преподает французский и немецкий языки, и сын Николай, учится в музыкальной школе, играет на кларнете и пока не мечтает об актерской профессии. Да и сама Усатова не хотела бы видеть сына артистом, поступающие предложения о съемках в кино задерживает своей грудью, считая, что талант по наследству не передается, и в жизни надо выбирать свой путь.

В кино Нина Усатова начала сниматься довольно поздно - в 28 лет. Известность пришла после фильма "Холодное лето 53-го", хотя до этого были съемки в восьми картинах. Потом уже стали приглашать сниматься довольно часто, и более молодое поколение скорее всего запомнило Усатову по фильму "Мусульманин", где актриса сыграла мать главного героя, в исполнении Евгения Миронова или по сериалу "Зал ожидания". Кстати, эту работу актриса вспоминает с особым теплом: "Представьте себе, что весь сериал мы отсняли всего за два с половиной месяца - это была работа на износ! А сколько было риска... Мы летали на военном вертолете, прямо над обледенелыми проводами - за штурвалом его непонятно кто сидел. Холод жуткий, погода отвратительная, мы все переболели во время съемок. Я потом говорила, что эта картина из меня все жилы вытянула. Но сериал, на мой взгляд, получился убедительным, его героям веришь и сочувствуешь. И даже бабе моей, бизнесвумен, которая решила город купить - я верю, что такие есть".

Казус произошел с актрисой при попытке посмотреть свой фильм "Холодное лето 53-го года" - пока фильм монтировали у актрисы родился сын, она не могла надолго отлучиться из дома, и премьерного показа картины не видела. Когда же ленту стали крутить в ближайшем к дому кинотеатре Усатова выкроила время и побежала на сеанс - увы, в кассе билетов не было. Актриса стала уговаривать билетершу пропустить ее в зал: "Я готова постоять - ведь я в этом фильме играю". "Кого это?" - непреклонно встала билетерша, и когда услышала, что перед ней исполнительница роли немой Лиды была обескуражена - она была уверена, что героиню играет немая актриса. В зал Усатову пустили, и даже стульчик между рядов поставили.

Но не все роли Нины Усатовой воспринимались зрителями с теплотой и благодарностью. После картины "Окно в Париж", где актриса изображала челночницу-торговку, односельчане актрисы негодовали и требовали, чтобы она перед ними публично извинилась.

Нина Николаевна и сейчас востребованная актриса, ее это радует, но иногда настораживает: "Сегодня частенько вспоминаю то время, когда все стабильно жили в одном ритме. Это не ностальгия, просто хочется иногда на мгновение остановиться, что-то доделать, что-то дочитать. Ведь те книги, что не были прочитаны вовремя, чувствую, никогда уже не будут прочитаны. Время катится как снежный ком - не успеваешь и глазом моргнуть. Вот сижу, к примеру, в гостях и при этом все время думаю: который час... пора уходить, надо выспаться, потому что завтра рано - в путь".

Нина Ивановна Русланова: Мечтает о стайке внуков.


Нина Русланова стала актрисой вопреки судьбе, родившись в декабре победного 45-го года на Украине, будущая актриса сразу же попала в круговорот послевоенной разрухи - двухмесячной малышкой-найденышем попала в детдом. Имя и день рождения выбрала сама. На этом ее испытания не закончились. Однажды "добренькая" воспитательница, глядя на золотистые кудри Нины произнесла роковую для девочки фразу: "Детонька, ты такая светленькая потому, что родилась от немца". С тех пор Нина стала в детдоме изгоем, ее дразнили "фашисткой" и били по ночам. "Выбраться из этой непроглядной тьмы мне помогло настоящее чудо. Добрые люди посоветовали сходить в церковь. Я не знала, как молиться, просто встала посреди храма и громко закричала: "Здравствуйте, люди!". С этого момента, я почувствовала, что могу быть хозяйкой своей судьбы".

После 8-го класса Русланова попала в училище, стала осваивать специальность штукатура-маляра - детдомовцам ведь не задают вопросов: "Кем ты хочешь стать?". Куда Родина пошлет, туда и отправляйся! Однако, по специальности Нина работала недолго - платили настолько мало, что не хватало даже на хлеб, бедняжка собирала бутылки, чтобы прокормиться. "Однажды я поняла, - вспоминает актриса, - что так жить больше не могу, увидела объявление о приеме в Харьковский театральный институт и решила: почему бы ни попробовать. Там я проучилась два года: поначалу была ужасно зажата, неподвижна, как зимнее дерево, заиндевевшее - меня даже хотели выгнать за профнепригодность. Заступился педагог, сказал: "Куда она пойдет, сирота, мы же ей жизнь сломаем", - и начал со мной заниматься индивидуально. А потом вдруг я узнала, что в Москве недобор мальчиков в "Щуку" и поехала поступать". Представляете изумление приемной комиссии, когда в училище пришла провинциальная девушка и заявила: "Прослушайте меня, как мальчика, я согласна играть мужские роли". Ее прослушали и приняли - как девушку, с условием, что искоренит свой украинский говорок.

Нина Русланова училась на втором курсе, когда режиссер Кира Муратова пригласила ее на главную роль Нади в картину "Короткие встречи". Эта героиня была сыграна молодой актрисой с редкой для дебютантки уверенностью и профессионализмом. Стало ясно, что Руслановой здорово удаются сильные, драматические характеры, натуры не смиренные, вступающие в конфликт с миром, настоящие русские женщины. Именно такие образы запомнились и полюбились зрителям.

Даруя зрительское признание, судьба обделила Нину Русланову женским счастьем. Актриса не любит говорить о личной жизни, но призналась, что самая большая в жизни награда, это ее дочь Олеся: "Это единственный и самый надежный друг. Олеся снималась со мной во многих фильмах, и довольно успешно справлялась со своей задачей, она очень талантливая и красивая девочка, но актрисой становиться не захотела, хоть два года проучилась во ВГИКе, не пожелала, чтоб ее всю жизнь сравнивали со мной. Работает директором кафе, которая сама арендует. Я ею горжусь и очень хочу побольше внуков. Ели бы жизнь была другой, не такой суетной, я бы сама нарожала много детей - очень хочется иметь большую семью".

Ей удивительно везло в профессии, этой прямолинейной украинской девушке: вопреки предсказаниям о распределении в какой-нибудь захолустный театрик, Русланову берут в престижный театр Вахтангова. Да еще и квартиру дают рядышком - прямо над входом в Щукинское училище. Да только не радовало актрису, что на сцену она выходит в основном в массовке и эпизодах, и после нескольких лет работы, Русланова уходит из театра буквально в никуда, остается без денег, без друзей, без работы. Тогда Нина Ивановна вообще хотела бросить профессию. Пожалуй это был один из самых сложных, переломных периодов ее жизни. Она думала: "Все. Конец. Больше я не могу быть актрисой, надо опять менять судьбу". Но в этот момент режиссер Игорь Масленников предложил ей роль в "Зимней вишне". Нельзя сказать, что Русланова была в восторге от сценария, но эта работа вернула ее к жизни. Многие называли фильм сказкой. Конечно, это сказка, как "Золушка", как "Алые паруса", как надежда на светлое завтра, как воплощение мечты о нормальной семье, как возможность обычного бабьего счастья, как подснежники в Новогоднем лесу, как спелая, сочная вишня морозной зимой…

Когда Нина Ивановна покидала стены родного театра, коллеги предрекали, мол сопьешься, помрешь под забором: Ан, нет, Русланова и сейчас продолжает сниматься в кино, работает в театре Рубена Симонова и с благодарностью вспоминает хорошую Вахтанговскую школу.

Наталья Георгиевна Гундарева: Работала на износ.


Эта народная героиня родилась в послевоенной Москве - столичный воздух не сумел испортить ни цвета лица девушки, не вмешался словно скульптор-аскет в формирование пышной, немодной фигуры, не замутил гарью и копотью чистый, искренний взгляд. Может быть немножко повлиял на характер - сделав его владелицу упорной, требовательной к себе, исключительно честной и пунктуальной в работе. Московское детство не отличается большой свободой, с ранних лет приучая своих маленьких граждан к дисциплине. В школе, где училась Наташа Гундарева группы продленного дня не было, поэтому школьница после уроков ходила в кружок художественного слова при Доме пионеров, а в 8-м классе записалась в Театр юных москвичей при городском Дворце пионеров. Будучи девочкой крупной, Наташа в большинстве спектаклей играла возрастные роли - в "Дикой собаке Динго" она изображала маму главной героини.

Несмотря на увлечение театром, Наташа не связывала свое будущее с театром, хотела пойти по стопам матери, выучиться на инженера-проектировщика, чтобы поскорее зарабатывать хоть небольшие деньги. Но в последний момент поддалась на уговоры друга детства Виктора Павлова, актера театра Ермоловой, и пошла сдавать экзамены в Щукинское училище. Там не ждали ее с распростертыми объятиями - несмотря на актерский опыт абитуриентки, экзаменаторов смущала ее излишняя полнота и недостаток пластики. В пользу Гундаревой сыграло ее исключительное обаяние. "Я до сих пор удивляюсь, как меня с такими формами приняли в институт, - как-то делилась Наталья Георгиевна. - Худенькой я никогда не была, но когда поступала, была просто необъятных размеров. Отец говорил: "Наташка, пока вокруг тебя оббежишь, буханку хлеба съешь".

Когда весной 71-го года учеба была завершена Гундареву пригласили сразу четыре московских театра: МХАТ, "Современник", "Вахтанговский" и "Маяковка". Актриса выбрала последний, о чем ни разу не пожалела - молодая актриса почти сразу стала репетировать ведущие роли, и уже через пару лет в "Маяковку" ходили, чтобы посмотреть именно на нее. Очень скоро актриса дебютировала и в кино. Для картины "Здравствуй и прощай" никак не могли найти актрису на роль буфетчицы Надежки, и тогда снова о своей детской подружке вспомнил исполнитель одной из главных ролей Виктор Павлов. Несмотря на то, что Наталья всю жизнь прожила в Москве, роль молодой деревенской женщины ей удалась. Саму же Гундареву ее работа расстроила: "Еще не придумано такого экрана, чтобы мою спину уместить", - высказалась актриса. Но именно эта "широкая спина" стала поводом приглашения Гундаревой сыграть работницу кондитерской фабрики в картине "Сладкая женщина". Это был настоящий триумф, и образ сдобной, соблазнительной, доброй, но неустроенной в личной жизни женщины надолго закрепился за Натальей Гундаревой.

О личной жизни актрисы всегда ходили самые невозможные слухи: "Сначала меня "поженили" с Александром Михайловым, - рассказывала о "семейных" казусах актриса, - и предлагали приехать на гастроли вместе - семейно-актерским дуэтом. Потом меня "выдали" за Сергея Шакурова - мы с ним вместе снимались, а значит везде вместе ездили и жили в одной гостинице. Шакурова я действительно люблю, но как коллегу по ремеслу, у него сложный характер, но работать с ним хорошо. В киноэкспедицию, зная, что Сергей не может жить без супа, я специально для него брала бульонные кубики, а он добывал мне к завтраку свежего молочка". Настоящий же муж у Гундаревой один - Михаил Филиппов, он хороший актер, похож на Наполеона, и родился с ним в один день. Он непростой человек, четыре курса отучился на филфаке, а потом бросил и закончил ГИТИС. Супруги ладят, хоть в первое время и возникали проблемы, когда Наталья уже была популярной актрисой, а он только начинающим. "Семья у меня маленькая: муж и я. У мужа есть сын, а у меня детей нет, хотя со здоровьем все было нормально, просто не было в этом потребности, театр мне их заменил. У меня всегда было так много работы, что отсутствия детей я не замечала. Может быть в старости буду очень жалеть. А может быть и нет…".

Когда летом 2001 года с Натальей Георгиевной случилась беда, коллеги вспомнили, как безжалостно актриса себя расходовала в работе, как не обращая внимания на недомогания, выходила на сцену и играла, надрывая душу, хоть и могла пощадить себя, сэкономить эмоции, как работала на износ. Возможно, если бы это было иначе, героини Натальи Гундаревой не были бы такими родными каждому из нас.

Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
февраль 2003 года
Категория: Творческие находки | Добавил: zapiski-rep (12.01.2009)
Просмотров: 522 | Рейтинг: 0.0/0 |
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Категории каталога
Новые материалы [19]
Творческие находки [144]
Репортаж исподтишка [40]
Интервью с намеком [109]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017Сделать бесплатный сайт с uCoz