Среда, 24.04.2024, 22:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Записки журналиста
Главная » Статьи » Интервью с намеком

Ирина Феофанова: В режиссерском гареме самая хитрая жена.
Говорят, в современном кино молодой актрисе без покровителя не пробиться. Ирина Феофанова, будучи редким исключением, только подтверждает это правило. Она романов с режиссерами не заводит, фестивали и светские рауты избегает, сети интриг не плетет, но между тем с успехом снимается у самых именитых режиссеров, считая единственным своим покровителем - умение работать.

Он "любил меня" перед всем классом


- Ира, ты родом из Москвы?

- Нет, в Москву мы переехали, когда я училась в шестом классе, папу перевели по работе. А родилась я в Пензе. Мои родители, да и большинство родственников работали в строительстве, поэтому предположить, что я стану актрисой, не мог никто. Хотя семья была веселой, общительной - наше житие чем-то напоминало Грузию, как ее принято показывать в советских фильмах: громадные застолья с песнями и плясками, с обязательным фотографированием - папин друг этим увлекался довольно серьезно и делал очень хорошие снимки, до сих пор дома полно фотографий. Наверное, этот задор и кураж у меня с тех пор, и поэтому, когда мы переехали в Столицу, и я пришла в новый коллектив, у меня не было никаких проблем в общении - я была очень открытая и активная.

- На новеньких девочек обычно сразу обращают внимание мальчики - свои-то уже надоели.

- Да, мальчики за мной ухаживали, по очереди носили мой портфель. А самым настойчивым ухажером был одноклассник Костя, о его симпатии знал весь класс, даже учителя; знала моя семья, своей настойчивостью он раздражал мою подругу. Мне поначалу его внимание было интересно, я даже несколько раз давала ему донести свой портфель, потом мне это надоело, а потом стало злить. Мой брат пытался с ним разговаривать, вразумлять, одноклассники его колотили, а он продолжал за мной ходить, как приклеенный. Однажды нам задали учить стихи Пушкина. Костя вызвался отвечать и начал читать очень нескромное стихотворение, там были слова: "… когда ты обвиваешься вокруг меня, как змея…твой сладкий поцелуй", - и дальше все в том же роде. Я сидела на первой парте, а он встал напротив и не сводил с меня взгляда. Костя читал, класс лежал от смеха, учительница прятала улыбку в кулак, а я, пунцовая от смущения и стыда, была готова провалиться под парту или хотя бы треснуть этого Костю чем-нибудь тяжелым по голове. А потом школа закончилась. Костя продолжал мне звонить, просил о встрече, приглашал в кино, но вскоре звонки оборвались - Костя ушел в армию. Он служил в Афганистане, вернулся оттуда повзрослевший, серьезный, пришел ко мне и прочитал свои стихи, которые он писал там, в зоне боевых действий, настоящие, хорошие стихи - я поняла, что он очень изменился, что мне с этим человеком интересно. Мы стали хорошими приятелями, часто и подолгу общались, я даже знала его девушку, на которой он собирался жениться, но я и не догадывалась, что из-за меня разладится их свадьба. Как-то я шла по улице и случайно встретила Костю, мы обменялись приветствиями и разошлись, а потом я узнала, что он, увидев меня, пошел и забрал заявление из ЗАГСа - его невеста и по сей день таит на меня обиду.

Поспать бы


- Он так и не женился?

- Он дождался, пока выйду замуж я. И спустя некоторое время в нашей общей компании он познакомился с очень милой девушкой, она разу его полюбила и очень страдала, что ее чувство безответное, даже прибегала ко мне, делиться своими сомнениями. И я просто уговорила Костю на ней жениться.

- На этом история с Костей закончилась?

- Нет, он все равно ко мне приезжал, жена его, наверное, ревновала…

- Еще бы, ведь в соперницах у нее была не просто симпатичная девушка, а актриса.

- Кстати, Косте было совершенно все равно, какая у меня профессия, да и я сама по началу поступала в строительный институт, а не в театральный, у нас ведь вся семья строители, и родители хотели видеть меня продолжательницей династии, а старший брат, узнав о моих "легкомысленных" мечтах выразился весьма категорично: "Да ты что, там же сплошной разврат!". Я поначалу испугалась, а потом резонно подумала: "А откуда ему это известно, он же с артистическим миром никак не связан".

- И кто же оказался прав?

- Все зависит от того, что ты выбираешь: любовные интрижки, сплетни или серьезное овладение профессией. Я помню, когда училась, у меня была одна мечта - поспать. Наши девицы на курсе обсуждали у кого с кем роман, кто какой по счету аборт сделал, а я никак не могла понять, откуда они время на все это берут. У меня не было ни одного свободного вечера, даже чтобы в кино сходить, ухажеры были, и очень перспективные: умненькие, образованные, интересные внешне, а вот времени на них не было. Я со второго курса снималась в кино, к выпуску у меня уже было четыре главные роли, я репетировала в Малом театре и участвовала в телевизионной постановке спектакля "Каменный цветок". И помню, мы уже репетировали дипломный спектакль, а я торчала на телевидении и катастрофически опаздывала на репетицию, весь курс сидел и ждал меня. И когда я измученная, готовая упасть от усталости добралась до сцены, меня окинули таким завистливым и ненавидящим взглядом, а педагог вдобавок при всех меня отчитал за опоздание - я понимаю, он не мог иначе, но было жутко обидно, я же не со свидания задержалась.

- Однокурсницы, небось, от зависти сохли?

- Да, первые женские интриги, первую стервозность я испытала именно в институте, эта зависть и ненависть немало подпортила мне существование, возможно из-за нее у меня были серьезные проблемы в личной жизни…

- Ты имеешь в виду то, что принято называть сглазом, порчей?

- Мне бы не хотелось об этом говорить, но то, что подобные вещи существуют, я уверена.

Подработала проституткой


- Кстати, самый твой звездный фильм "Частный детектив, или операция "кооперация" вышел на экраны независимо от зависти недоброжелателей. Тебя сразу утвердили на роль?

- Были, конечно, и другие претендентки. Например, у нас с Ольгой Кабо постоянные пересечения: ее не утвердили на "…кооперацию", зато ей досталась роль в фильме "Комедия о Лисистрате", на которую пробовалась я. Ну и, слава Богу, а то бы мне пришлось бегать голой.

- Но зато в "…кооперации" ты изображала алкоголичку и проститутку.

-Я играла вашу коллегу журналистку, и это было очень смешно. Съемки проходили в Одессе, в основном на улицах города, на пирсе. Помню, меня загримировали под опустившуюся алкоголичку дали в руки авоську с пустыми бутылками… Стою посреди улицы, вдруг ко мне подходит мужик, такой же алкаш и говорит: "Слушай, у меня хата свободная, пойдем, возьмем бутылку на двоих, разопьем". Я подумала, что это подвох Гайдая, он любил заставлять актеров импровизировать, ну и говорю: "Пойдем!", - а сама вижу замешательство на лицах операторов. Оказалось, что это самый настоящий пьяница прорвался через ограждение. А потом, ночью мы снимали сцену с проститутками: работали почти до утра, устали жутко, и прямо в костюмах и гриме отправились в гостиницу - просто не было уже сил переодеваться. Время тогда было советское, не могу сказать, что в гостиницах совсем не было проституток, но для них еще не установили свободного входа-выхода, как сейчас. Уже перед самой гостиницей мы соображаем, что сейчас начнутся проблемы, что придется очень долго доказывать дежурной, что мы артисты и в этой гостинице живем. Тогда Александр Белявский в форме милиционера вышел вперед и говорит дежурной: "Я - актер Белявский, вы меня знаете? Ну, так вот: я иду к себе в номер, а эти девочки со мной, понятно?", - и мы вчетвером за Сашей гуськом проскользнули. Дежурная, наверное, подумала: "Раз актер, значит, пьянство и разврат: шлюх привел с собой, а выпивка уже в номере".

- В этом фильме у тебя романтический альянс с кино-красавчиком Дмитрием Харатьяном. Как развивались отношения за кадром?

- Дима очень хороший партнер, с ним легко работать. Мне кажется, он в качестве приоритета выбирает профессию и качественно сыгранную роль, а не роман с партнершей.

Не вызывай ревности режиссера


- Но одно другому не мешает.

- Кому как. Мне, например, мешает - когда увлекаешься партнером, трудно контролировать ситуацию и правильно играть роль. Дима пару раз приглашал меня поужинать, а потом… Потом он познакомился на пляже с Мариной Майко, своей будущей женой, и весь его романтический настрой был уже направлен на нее. На самом деле, одна очень умная женщина, моя наставница, замечательная актриса Людмила Аринина как-то сказала мне: "Ирочка, у тебя может быть муж, любимый человек, какой угодно жаркий роман, но режиссер об этом знать не должен. Во время съемок ты должна принадлежать только ему - запомни, он мужчина". И это верно, режиссер, выбирая актрису к себе на картину руководствуется, прежде всего, своим мужским вкусом, даже если он верный муж и не помышляет о близости с актрисой, он все равно подсознательно ею увлечен. Ему не может не нравиться ее лицо, фигура, манера двигаться или говорить - иначе бы он ее не выбрал из десятка претенденток. И тогда режиссер становится ревнивым собственником, а все актрисы киногруппы - его непреступным гаремом. Так что живописные рассказы о красивых романах на съемочной площадке - это чаще всего выдумки, скорее всего это засекреченная любовная интрижка с тайными встречами по обоюдному желанию. Это относится ко всем режиссерам-мужчинам. Я помню, когда во время съемок фильма "Сын за отца" ко мне только попытался подойти прибалтийский актер и, заигрывая провести пальцем по моей декольтированной спине, Николай Еременко уже коршуном на него налетел и окинул таким уничтожающим взглядом, что прибалта и след простыл.

- А сами режиссеры не намекали о своем желании сделать отношения более близкими?

- Если такое происходило во время съемок, я научилась мягко отказывать. Главное после отказа вовремя подлизаться и изобразить раскаяние. К примеру, вечером после коллективного ужина в ресторане он держит путь к тебе в номер, ты закрываешь дверь перед его носом, очень стараясь его при этом не обидеть, а утром он хмур и зол - его же накануне отвергли. Тут появляешься ты, хорошая, ласковая - сразу напряжение пропадает, и никакой обиды нет. Это если ситуация возникает во время съемок, ну а если интим ставится условием для утверждения на роль - лучше сразу отказаться, потому что это поступок слабого мужчины, а слабый мужчина никогда ничего хорошего не снимет, ведь режиссура требует большой энергии и отдачи.

- Такие условия ставились?

- Я отказалась, тем более, что тот, кто это предлагал, очень известный режиссер был мне сильно неприятен. Его безумные фильмы…какие-то странные увлечения изображениями женских фигур… Мне до сих пор трудно понять, как ему удалось влюбить в себя и сделать своей женой такую юную и чистую девочку, наверное, не благодаря тому, что он снимал ее в своих фильмах - есть в нем какая-то другая сила, отнюдь не Богом данная. Да, после того отказа у меня был необъяснимый творческий вакуум - три года я не снималась.

Не оставил даже ребенка


- Даже страшно спрашивать тебя о любви: в школе от ухажера ты бегала, в институте свидания с парнями променяла на съемки и репетиции, романы на съемочной площадке мешают работе - неужели в твоей жизни так и не было хотя бы первой любви?

- Была. Она случилась уже после института, в 23 года. Он был настоящим мужчиной, хоть и почти мальчишкой - моим ровесником, сильным и надежным, той самой "каменной стеной" за которой нет никаких проблем. Я думала только о творчестве и о нем, обо всем остальном думал Он. На второй день нашего знакомства он сделал мне предложение, а я согласилась… Это было самое счастливое время в моей жизни - я тогда снималась в Подмосковье, и каждый вечер он приезжал за мной на машине, чтобы мне не ночевать в жуткой провинциальной гостинице. А однажды он прилетел на съемки в Сочи всего на одну ночь, чтобы меня увидеть, привез целый багажник роз - их некуда было ставить, они просто лежали в номере на полу и я пробиралась между ними, рискуя исколоть ноги. Он был невероятно заботливым и очень бережно ко мне относился… таких мужчин больше нет. Свадьбы не было… Он погиб. Несчастный случай - так мне сказал следователь. Его машина на большой скорости слетела с дороги и протаранила решетку Александровского сада в том месте, где "Вечный огонь", чудом не передавила людей. Об этом происшествии в программе "Время" сообщали… А мне не показали даже фотографии с места аварии. Он занимался бизнесом и в этот день заключил какую-то крупную сделку - дело сразу же закрыли и посоветовали мне успокоиться побыстрее.

- Вы долго были вместе?

- Меньше года. Больше всего я жалею, что не родила от него ребенка, мне казалось: "23 года, еще успею, впереди целая жизнь!",- а получилось. Даже в той трагической ситуации я бы родила, просто для того, чтобы был ребенок от Него. Потом, да и сейчас иногда, встречая мужчину, я все время его сравнивала с любимым, искала похожие черты, но каждый раз убеждалась, что сравнение не в пользу нового знакомого. Это была единственная любовь, любовь, которая останется со мной навсегда. Говорят, что со временем в отношениях случаются перемены, появляется скука, происходят ссоры, и любимый перестает быть совсем уж идеальным. А эта трагедия оставила Его навсегда идеалом, поэтому, наверное, так трудно найти ему замену.

А муза укатила в "СВ"


- Очень многие от горя прячутся в работу.

- Я даже работать не могла, целый год нигде не снималась. Но назло врагам "не опустилась на дно" и не ударилась в пьянство, а просто сказала себе: "Ира, надо жить дальше". Вернулась к работе, а потом и замуж вышла. Не потому, что очень хотелось, или влюбилась - просто потому, что надо было туда сходить. Выбрала из претендентов самого заботливого и внимательного и… и сразу же после свадьбы уехала на съемки.

- Неплохой "медовый месяц": жена работать, а муж ревновать. Как же он тебя отпустил?

- Сначала нормально, проводил меня на вокзал, посадил в "СВ" с молодым режиссером, и я уехала. Второй раз он меня сажал в "СВ" уже с другим молодым режиссером и отпускал не с таким легким сердцем. А так как деньги на фильм были отпущены не скупой рукой, то и устроились мы с шиком: гостиничные номера "люкс", ежедневные ужины в ресторане… Я легко могла до двух-трех часов ночи сидеть в ресторане, болтать с кем-нибудь из нашего коллектива, не замечая времени, а муж в это время названивал ко мне в номер и сгорал от ревности. Начались сцены ревности, беспочвенные обвинения - вроде и терпеть обидно и оправдываться не за что.

- Шекспировские страсти: "Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть"!

- Это точно. Какое-то время я еще пыталась ему объяснять, что он зря себя заводит. Потом решила от него уйти. Но не тут то было, он стал угрожать, что если я его брошу, то он покончит с жизнью, просто напьется, сядет за руль и грохнется в столб. Я его жалела, терпела его нытье и подозрения и продолжала настаивать на разводе. В конце концов, моя подруга, посмотрев на мои страдания, резонно заметила: "Сколько мужиков грозятся повеситься, застрелиться или выброситься из окна, но ты знаешь хоть один случай, чтобы кто-то исполнил свои угрозы?". Аргумент был бесспорным, он и решил судьбу брака. Муж, конечно, еще долго меня преследовал, обвинял в своем творческом простое - он был режиссером, снимал музыкальные клипы, а после развода как-то сник.

- Муза ушла?

- Да, ушла, думаю, он был слабым человеком, сильный бы вернулся к творчеству - попереживал бы какое-то время, конечно. Сейчас мне так хорошо одной, так спокойно, я просто с ужасом думаю, что надо опять выходить замуж. Главное, чтобы претенденты об этом не догадывались.

Соперница спасла "девичью честь"


- Могла бы ты ради любимого мужчины бросить профессию?

- Я не думаю, что влюблюсь в такого идиота, который потребует от меня подобную жертву. Тем более, что теперь помимо актерства у меня есть и свое дело - детская актерская школа. Всегда же можно объяснить мужчине, что я без моей работы перестану быть собой, и если мужчина полюбит меня, он будет уважать и мой образ жизни. Позиция мужчины: "Я так хочу", - не умная. Надо бороться за свои права, потому что, какая бы ты красивая, талантливая, умная ни была, стоит немного расслабиться, и мужчины моментально садятся на шею. Моя мама говорила, что мужчин нужно, как тигров держать на тумбе и периодически щелкать кнутом у них перед носом, чтоб не расслаблялись.

- То есть быть стервой, не зря ведь говорят, что мужчины любят стерв?

- Нет, стервозность, это не то, она предполагает какой-то обман, подвох - мне это никогда не нравилось. Хотя в нашей профессии стервозность главный козырь к успеху.

- Приходилось сталкиваться?

- А как же? И роли хорошие из-под носа уводили и к поездкам за границу дорожку перекрывали и по мелочам пакостили… Когда я снималась в фильме "Комедия о Лисистрате" один из заказчиков был грек, поэтому некоторые съемки проходили в Греции. Помню, этот заказчик решил устроить прогулку на теплоходе в узком кругу: две актрисы-подружки, я, переводчица и он. А накануне переводчица мне жаловалась, что надоело сопровождать разгульные похождения грека, мол, он ни слова по-русски не знает, а барышни по-гречески, поэтому ей приходится переводить их разговоры и быть свидетельницей их отношений: "Эти две актрисы по рынку его водят, кожу выбирают, а он только бумажником шуршит и их по бедрам гладит". После таких откровений я напряглась, конечно, насильно в постель меня никто не уложит, но в каком дурацком положении я окажусь, когда грек и эти две мои коллеги уединятся в каюте… Но все решилось благополучно - накануне ко мне подошла одна из этих актрис и подозрительно приветливым тоном, несмотря на то, что в творчестве мы не раз пересекались, мне говорит: "Завтрашняя поездка переносится на час позже". Когда же на следующий день я пришла в назначенное место - компания уже уехала. Я избавилась от неприятной поездки, а мои коллеги от соперницы в моем лице.

- Есть такое понятие "Проснуться знаменитой" - у тебя был такой момент?

- Я как-то его проглядела, вероятно, это должно было случиться после Гайдаевской "…кооперации", но в тот момент я много снималась, бесконечно моталась между вокзалами и аэропортами, поэтому все узнавание сводилось в основном к попутчикам купе. Я сразу выработала хитрую тактику, отвечала: "Ой, нет, я не актриса, меня все-время с кем-то путают", - и спокойненько укладывалась спать. Потому что иначе начинались расспросы: "А где вы снимались? А кто любовник Людмилы Гурченко?", - и если на них отвечать до утра, то в кадр встанет уже не мое свеженькое лицо, а отекшая и уставшая физиономия.

О лучших мужчинах нашего кино


- Тебе довелось сниматься с заслуженным ловеласом нашего кино Борисом Щербаковым, не приставал?

- Ха! Расскажу, как он приехал на съемки. По гостинице пронесся слух - едет Щербаков! Все поэтажные дежурные девушки уже с утра сидели у входа на первом этаже. Распахивается дверь, входит Борис Васильевич, весь такой импозантный, красивый, в костюме и голубой рубашке. Девушки, как сидели за столом, так все разом встали и в его сторону синхронно развернулись. Они на него, раскрыв рты смотрели, готовы были броситься выполнять любое его желание, так зачем же ему напрягаться, ухаживать за актрисой… На ваш вопрос я ответила?

- Тогда какое у тебя впечатление от работы с самым галантным мужчиной нашего кино, Николаем Еременко?

- Мне очень повезло, что я успела с ним поработать, и безумно жаль, что он так рано ушел - он мог еще очень много сделать. Он был очень тонким режиссером, хорошо понимающим актеров - потому, что сам хороший актер. Он умел создать спокойную атмосферу на площадке: когда примчалась Алентова и стала "режиссировать", он даже виду не показал, что его это раздражает. На следующий день она молчала, как рыба - как уж Николай сумел ей объяснить, что режиссер фильма ОН - только ему известно. Он никогда не прогибался под спонсоров - так ведь теперь часто бывает: кто платит деньги, тот заказывает артистов… На премьере фильма Коля подарил мне розу - она очень долго не вяла, так бывает, когда цветы дарят от души.

- Он не показался тебе надломленным, после его смерти много писали о депрессии, даже о запое?

- Я никогда не видела его выпившим, даже запаха вина не чувствовала. Он вырос в такой семье, где любовь была превыше всего, он не раз говорил, что его отец в свои 70 лет влюблен в жену, как мальчишка. Вот такой любви Николаю не хватало, а свой многолетний брак он сохранял только ради дочери. Дочка вышла замуж, отец умер, и Коля оказался одинок, в личном плане он был несчастен.

- А как же его последняя любовь - Люда?

- Она милая девушка, искренне его любила… но это не Колина женщина.. если бы рядом была любимая, он бы не умер…

- Понятно, слухи и домыслы опять все исказили, а какую самую невероятную сплетню ты слышала о себе?

- То, что я сплю с очередным режиссером и поправилась на десять килограммов, но это, увы, не так. Когда я ехала на это интервью, мама мне сказала: "Другие всех хвалят, говорят, как надо, а ты опять расскажешь все, как есть". Так оно и получилось.

Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
август 2002года

Категория: Интервью с намеком | Добавил: zapiski-rep (17.01.2009)
Просмотров: 16276 | Рейтинг: 4.8/16 |
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Категории каталога
Новые материалы [19]
Творческие находки [144]
Репортаж исподтишка [40]
Интервью с намеком [109]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Записки журналистов памяти Никиты МихайловскогоПамяти Игоря Красавина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz