Четверг, 25.04.2024, 09:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Записки журналиста
Главная » Статьи » Творческие находки

Наше старое кино: «Неуловимые мстители».
На этом фильме выросло целое поколение, реплики его героев стали афоризмами, а песни хитами. Дети играли в «Неуловимых мстителей», а юные актеры – исполнители главных ролей чувствовали себя настоящими звездами. Но прошли годы, и появились новые кумиры. А прежние забыты… Или все-таки нет?

По заказу партии и правительства


Самое удивительное, что фильм «Неуловимые мстители» был снят по указанию «сверху». Еще в 30-е годы прошлого столетия советское правительство прямо-таки засматривалось американскими вестернами. Главный кинолюб страны Сталин включил зеленый свет приключенческим фильмам, но помешала война – стране понадобились патриотические ленты. К приключенческой тематике вернулись гораздо позже, когда в 1962 году в СССР показали американский фильм «Великолепная семерка», успех был ошеломляющим, и стоящий в то время «у руля» страны, Хрущев высказался, что пора бы самим снимать хорошее приключенческо-партиотическое кино.

Для исполнения «пожелания» генсека была выбрана повесть Павла Бляхина «Красные дьяволята», сюжет которой вполне подходил для истерна: смелые подростки, оставшихся сиротами по вине белогвардейцев, пробираются в Конармию Буденного, а по пути постоянно нарушают планы войска батьки Махно. В повести было трое ребят: Данька, его сестра Ксанка и китаец. Но так как с Китаем в то время были сложные дипломатические отношения, китайца заменили вполне аполитичным цыганом Яшкой и добавили в компанию четвертого мальчика, гимназиста Валерку.

За съемки взялся молодой режиссер Эдмонд Кеосаян. На тот момент он успел закончить ВГИК и снять два фильма: «Где ты теперь, Максим?» и «Стряпуха». Эдмонд загорелся желанием снять эдакую боевую сказку для своего шестилетнего сына Тиграна, которую планировалось приурочить к 50-летию Советской власти. Трилогия про «Неуловимых мстителей» стала самой заметной из работ режиссера.

Кстати, название картины придумали исполнители ролей Даньки и Валерки – Виктор Косых и Михаил Метелкин.

Как же ребята попали на съемочную площадку? Кто станет играть главного героя Даньку, было ясно еще до написания сценария. Витя Косых, сын актера Ивана Косых, уже успел сняться в нескольких картинах, а его герой Костя Иночкин запомнился всем по фильму «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». Собственно, образ Даньки выписывали, ориентируясь на Косых. Сложнее обстояло дело с другими ребятами. На роль гимназиста Валерки изначально пробовали Валерия Носика, но он показался режиссеру «слишком старым». Тогда Виктор порекомендовал своего друга Мишу Метелкина, с которым вместе снимался в фильме «Мимо окон идут поезда», но тот не подошел из-за маленького роста. Миша очень хотел получить эту роль, и стал в огромных количествах поглощать морковку со сметаной. К удивлению окружающих за три месяца он вырос на семь сантиметров и был принят в киногруппу.

Цыганенка-Яшку искали по всей стране, попробовали более восьми тысяч детей, а нашли Васю Васильева во Владимирской области, где он жил вместе с тринадцатью братьями и сестрами. Вася родился и до шести лет жил в настоящем цыганском таборе, а потом вышло постановление об оседлой жизни цыган. Мальчик был очень талантлив, и довольно неплохо учился, несмотря на то, что с 12-лет ему приходилось еще и работать. Петь, танцевать и держаться в седле он умел с пеленок и обучал этому всех желающих местных детишек. Парень и не думал становиться артистом, его больше тянуло к тракторам, но судьба распорядилась иначе. Так же неожиданно подобрали девочку на роль Ксанки – нужна была актриса, похожая на пацана, к тому же, с хорошей спортивной подготовкой. Валя Курдюкова занималась в обществе «Крылья Советов», была кандидаткой в мастера спорта по спортивной гимнастике, во дворе предпочитала мальчишечьи игры и лупила изнеженных и манерных девчонок, потому что завидовала их женственности.

Требования к спортивной подготовке ребят были не случайно – в фильме более сорока трюков, которые актеры исполняли сами. Для этого в течение трех месяцев их усиленно тренировали: верховая езда, самбо, автовождение, бильярд, плавание, эквилибристика… Несмотря на это без порезов, ушибов и ссадин не обошлось. Допустим, съемку сцены, когда Данька преследует Лютого, прыгая по крышам, а далее соскакивая вниз, прямо на коня, пришлось снимать много раз. Лошади не хотели стоять смирно, покорно ожидая, когда к ним на спину свалятся седоки, поэтому Косых приземлялся пятой точкой то на землю, то на плечи товарища по площадке. После нескольких неудачных дублей додумались стену, возле которой должны были стоять кони, вымазать сахарным сиропом – парнокопытные сладкоежки надолго замерли на нужном месте.

Метелкин и Васильев унесли со съемочной площадки в качестве трофеев множественные шрамы от порезов – последствия съемок сцены, в которой Яшка-цыган и Валерка проезжают на машине сквозь аптеку. Несмотря на то, что техник по безопасности и запрещал снимать этот эпизод, ребята все же протаранили двойную витрину в открытом Роллс-Ройсе. Кстати, на съемках «Неуловимых» Вася Васильев переплюнул знаменитого «Тарзана», он прыгнул в воду с 25-метровой высоты. А Валя Курдюкова, не желая отставать от мальчиков донырялась до больницы – у нее заболели уши.

Забавная деталь: в связи с тем, что дублеров для скачек не хватало, ребята «подрабатывали» еще и белогвардейцами – переодевались в их костюмы и скакали вместе с другими бандитами. А потом, во время просмотра картины очень веселились, наблюдая, как их герои воюют сами против себя. Кстати, поклонники фильма заметили и другие киноляпы: совершенно странным образом ведут себя бильярдные шары – то они «самопроизвольно» меняют место на столе, пока игроки ведут беседу, то желтый шар-бомба вдруг становится белым. Подобные метаморфозы случаются и с одеждой персонажей – появляются и исчезают носовые платки, перчатки, накидки, рвутся и тут же заштопываются рубашки, тельняшки.

Несмотря на все это, успех фильма был столь огромным, что Эдмонд Кеосаян тут же берется за съемки продолжения: в 1969 году выходят «Новые приключения неуловимых», а в 1973-м «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», которая завершает трилогию. Фильм оказался гораздо слабее предыдущих, чем поставил окончательную точку в истории про Неуловимых.

Руководство страны не простило режиссеру откровенную халтуру, Кеосаян впал в немилость и был вынужден перебраться на «Армянфильм», где продолжал снимать кино и даже заработал звание заслуженного деятеля Армянской ССР. В 1994 году в возрасте 59 лет режиссер скончался от рака горла.

***
По-разному сложилась судьба юных актеров. Из четверых подростков трое не связали свою дальнейшую жизнь с кино.

Василий Васильев, цыган Яшка.


После «Неуловимых мстителей» молодому человеку стали поступать предложения от разных режиссеров, но он всем отказывал, потому что по сравнению с сыгранным героем все остальные роли казались ему тусклыми и невыразительными. Больше актер никогда не снимался в кино, так и оставшись для поклонников задорным, подвижным и музыкальным Яшкой-цыганом.

Сразу, после выхода на экраны первой картины трилогии Васильева пригласили в цыганский театр «Ромэн», там юноша закончил студию драматического актера. Но отработал в театре молодой актер не долго. Во-первых, зарплата артиста была слишком невелика, всего 90 рублей, а, кроме того, свободолюбивого Василия угнетала полная зависимость от режиссера. Отработав в театре два года, Васильев уходит на эстраду, в Ленконцерт, гастролирует по стране с концертами – актер с детства сочиняет песни и поет их под собственный аккомпанемент на гитаре. Однажды, во время долгого гастрольного турне по Северу, Васильеву подарили живого медвежонка по имени Машенька. Долгое время Машенька жила вместе с артистом: ночевала в гостиницах, летала в самолетах и вертолетах, выходила с цыганом на сцену… пока не превратилась в крупную, матерую медведицу. Ее пришлось оставить в Петропавловске-Камчатском, в зоопарке, но до сих пор артист вспоминает свою дикую подружку и очень по ней скучает.

Скоро Ленконцерт выделяет артисту квартиру в Ленинграде, и цыган кочевой стал оседлым. Правда, наличие собственного жилья не мешало ему продолжать гастролировать и встречаться со старыми друзьями-мстителями. Чаще всего четверка собиралась в гостях у своего киношного лидера Даньки, актера Виктора Косых – делились планами, обменивались новостями. Васильев отличался своей необузданной фантазией, грандиозными планами и пульсирующим оптимизмом, он всегда мечтал открыть культурный центр, снимать свое кино, учредить фонд, через который бы богатые цыгане со всего мира оказывали поддержку бедным и помогали развитию культурного наследия русских цыган. Его бизнес по-цыгански заключался в следующем: взять у иностранных инвесторов деньги на съемки кино, вложить их в какое-нибудь промышленное производство, заработать на этом еще больше денег, часть из которых честно потратить на съемки запланированного фильма, а остальное получить в виде прибыли. К большому сожалению артиста, пока инвесторы его предложениями не заинтересовались, поэтому Васильев обосновался в Твери, занимается торговлей, руководит местным культурным центром и продолжает давать концерты. И по-прежнему мечтает снимать кино – Васильев задумал снова собраться вчетвером и снять продолжение «Неуловимых», он уверен, что этот фильм, как и прежние, станет лидером проката, а в качестве сюжета он хотел бы взять подвиги повзрослевших неуловимых в годы Великой отечественной войны, или же их мирную жизнь в сегодняшние дни. Правда, Васильев, наверное, забыл посчитать, что сейчас возраст четверки мстителей уже перевалил бы за сотню лет.

Рассказывая о приключениях Василия Федоровича Васильева, не6льзя не упомянуть, как сложилась его личная жизнь. Со своей женой он познакомился, как это обычно и бывает, совершенно случайно. Однажды, оказавшись в промежутке между гастролями, в Ленинграде, он решил заехать в гости на Пасху к одной знакомой цыганской актрисе и влюбился… Нет, не в актрису, не в кого-то из ее гостей, а в образ на фотографии, которая стояла на полке. Оказалось, что эта девушка – подружка внучки актрисы, ученица балетного училища. Как только цыган не завоевывал сердце красавицы – приглашал на свои концерты целый балетный класс, организовывал свои гастроли совместно с танцевальным коллективом своей избранницы. Целый год Вася и Марина вместе репетировали, выступали, колесили просторы Родины, пока Василий решился, наконец, признаться девушке в любви. Этот брак оказался на всю жизнь, сегодня в семье две взрослые дочери Есения 24-х лет и Кристина – 18-ти.

Валентина Курдюкова, Ксанка


Если снова вернуться к «Неуловимым», то вспоминается, что по сюжету у цыгана намечались романтические отношения с Ксанкой. Долгое время журналисты мучили актеров вопросами: «А какие у вас отношения в жизни?», а юные звезды, краснея, отвечали: «Нет-нет, у нас совсем другие вкусы». Однако, прошло время, и актриса Валя Курдюкова вышла замуж именно за цыгана.

Но, по порядку. С семи лет девочка занималась гимнастикой, но мечтала о цирке, и даже в четвертом классе пыталась поступить в цирковое училище, но неудачно. К этой мечте Валя вернулась после съемок в трилогии про неуловимых, в 19 лет все-таки поступила в училище и, практически сразу, стала ездить на гастроли с конным номером. Продлилось это цирковое приключение недолго – в одной из поездок Валентина познакомилась со своим будущим мужем – певцом Борисом Сандуленко. Как рассказывала Валентина, ее муж закончил консерваторию, в один из приездов в СССР Лобертино Лоретти, познакомился с ним и даже некоторое время гастролировал вместе с великим певцом. Бориса прозвали «советским Лобертино Лоретти» и предсказывали ему хорошее будущее. Уже был подписан контракт о дальнейших совместных гастролях теперь уже за рубежом, но в семье случилась беда, помешавшая этим планам.

Когда Валя познакомилась с Борисом, она бросила цирк, потому что скоро на свет появился сын, а потом и дочка. Валентина решила посвятить себя семье, и о творчестве больше не мечтать. К тому же после родов она стала полнеть. Однажды, критически окинув свое зеркальное отражение, она резюмировала: «Героинь мне больше не играть, пойду, как мама, в торговлю». Позже она так и поступила, а поначалу была просто домохозяйкой, растила двоих детей, кормила обедами мужа. Беда пришла в семью неожиданно, серьезно заболел сын… не дожив до 18-ти лет, он умер. Смыслом жизни Валентины осталась дочка Таня – она закончила театральную школу, но тайно мечтает стать ветеринарным врачом. Сейчас Валентина Курдюкова работает продавцом в булочной, и никто из ее коллег и покупателей даже не догадывается, что эта женщина, ласково передающая из рук в руки горячий хлеб та самая боевая девчонка Ксанка из фильма-легенды «Неуловимые мстители».

Михаил Метелкин, Валерка-гимназист


К роли юного мстителя, пробирающегося в конную армию Буденного Михаил Метелкин был, можно сказать, генетически предрасположен. Дело в том, что его отец во время гражданской войны служил генерал-майором кавалерии вместе с Буденным, когда он узнал, какая роль досталась его сыну, то очень обрадовался – именно он заставлял Мишу есть ту волшебную морковку, от которой Метелкина воротит до сих пор. Юноша благополучно отснялся в двух первых картинах трилогии, а вот перед третьей чуть не загремел в армию. Кеосаян был в растерянности – просто невозможно снимать ленту без одного из главных героев, да и передвигать съемки на два года не представлялось возможным. Он посоветовал парню поступить во ВГИК, но к тому моменту вступительные экзамены на актерский факультет уже были закончены, Метелкину пришлось поступать хоть куда-нибудь, и он подал документы на экономический факультет. Так в его жизни появилась специализация «организатор теле- и кинопроизводства», говоря более доступным языком «директора картины».

К этому моменту съемки «Короны Российской империи» были закончены, и Михаил пребывал в некоторой растерянности по поводу своего будущего. По распределению ему предложили работу директором картин в главной редакции телеинформации АПН, и он согласился, несмотря на то, что друзья предупреждали, что после АПН в художественное кино вернуться будет очень сложно. Некоторое время Михаил руководил съемками фильмов для зарубежного телевидения, а потом, все-таки, угодил в армию. Правда, всего на год. Он служил фотокорреспондентом в штабе Московского военного округа. После демобилизации снова вернулся в АПН.

Тогда же он снова поступает во ВГИК, но теперь уже на режиссерский факультет. После ВГИКа снял дебютную ленту «Заморозки имели место» с актерами Станиславом Любшиным, Виктором Проскуриным и шахматным «королем» Анатолием Карповым. Потом занимался видеоклипами, роликами для Каннского, Венецианского кинофестивалей, для кинорынка, снимал фильмы по частным заказам, рекламные ролики для депутатов. Сейчас занимается документалистикой.

«Неуловимые мстители» не оставляют Метелкина и сегодня, несмотря на то, что прошло почти сорок лет, актера до сих пор узнают на улице – в основном глухонемые: при встрече начинают пальцем поправлять на переносице воображаемые очки и просят автографы; и сотрудники автоинспекции, те, которым под пятьдесят.
Кстати, любовь к лошадям Михаил сохранил до сих пор – после съемок в трилогии он сдал норму на кандидата мастера спорта по конкуру, а сегодня частенько посещает конный клуб в Крылатском, где ездит на лошадях.

Виктор Косых, Данька


Единственный из четверки неуловимых, кто продолжил свою кино-карьеру, это Виктор Косых. То, что этот мальчик оказался в кино – скорее закономерность: во-первых его отчим Косых Иван Сергеевич был актером, к тому же, приехав в Москву, семья поселилась недалеко от Мосфильма, да и в школу он пошел, расположенную возле киностудии. Так что в первый фильм «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» Витю взяли прямо из класса – ассистенты с Мосфильма частенько заглядывали в их школу, чтобы набрать способных ребят для кино. После съемок в «Неуловимых» Косых решил однозначно, что будет киноактером. Однако, как и в случае с его товарищем, в планы вмешалась армия – его призвали в погранвойска, поэтому съемки в третьем фильме про неуловимых Виктор совмещал с учебой в погранучилище, параллельно занимаясь конным спортом и самбо. После армии Виктор закончил актерский факультет ВГИКа, учился на курсе у Сергея Бондарчука вместе с Андреем Ростоцким, Натальей Андрейченко. Правда из института его чуть было не выгнали – в деканат пришла кляуза, будто бы Косых плохо влияет на сокурсников – те подражают всем его примочкам и гримасам и не имеют собственного лица. Тем не менее, творческая биография актера довольно богатая - он снялся более чем в пятидесяти картинах, правда ни одна его «взрослая» роль не запомнилась так, как Данька из неуловимых. Не так давно Косых закончил съемки в четырех серийном фильме Андрея Малюкова «Диверсанты» о событиях 1942 года, собирается сниматься в фильме «Пенька» - пародии на «Бумер» и «Бригаду». О все же основным своим местом работы считает Театр массовых представлений (ТЕМП), играет в детских спектаклях и считает своих маленьких зрителей самыми искренними и благодарными.

Нетрудно предположить, что в личной жизни у актера полное благополучие. Еще в юности, в период популярности, Виктор Косых письма от девушек получал в буквальном смысле мешками – поклонницы признавались в любви, спрашивали, как стать актрисой, а одна сообщила, что «едет в гости с нашим с тобой сыном». Конечно, в гости никто не приехал, да и в городе, откуда пришло письмо Косых ни разу не был. Однако, свою любовь Виктор встретил не среди поклонниц, а в институте, Татьяна училась с ним на том же курсе, через год они поженились. От этого брака у Косых двое детей – дочь Крестина, ей сейчас 31 год, она закончила МГИМО, работает юрис-консультом в крупной фирме, растит сына 10 лет. Сыну Косых 20 лет, закончил академию адвакатуры. Супруги прожили вместе 18 лет и тихо-мирно развелись.

Вторую жену, Лену, Косых встретил… в милиции. Она работала начальником отдела дознания и буквально спасла от неприятностей друга Виктора. Косых девушка понравилась, не долго думая, он взял ее телефон и иногда звонил ей. Однажды он решил, что телефонное знакомство лишком затянулось и, набрав номер девушки, решительно заявил: «Лена, я хочу от тебя ребенка». На что та спокойно ответила: «Сейчас некогда, еду к бабушке варить варение, обещаю по возвращении угостить». И действительно, Лена привезла Виктору банку варенья – попили чаю, потом вина, а через какое-то время оказалось, что Лена и правда ждет ребенка. Так в пятьдесят с лишним лет Виктор Иванович Косых снова стал отцом маленькой Кати и мужем женщины, которая на 23 года моложе его.

В 1997 году пронеслась информация, что Виктор Косых, будучи в нетрезвом состоянии сбил насмерть двух человек. Друзья переполошились, решили, что ближайшие несколько лет актер проведет в тюрьме. Однако, информация оказалась сильно искаженной. На самом деле произошло следующее. Виктор вместе с сыном проезжал на машине мимо летнего кафе. Вдруг на дороге возникло три фигуры – пешеходы засуетились, стали бросаться из стороны в сторону. Косых пытался их объехать, но наткнулся колесом на бордюр, оно взорвалось, машину бросило в кафе. Трое человек были ранены, один из них позже скончался в больнице. Виктор страшно переживал. Когда-то он сыграл в фильме «Холодное лето 53-года» бандита, досрочно освободившегося из зоны. Готовясь к роли, он бывал на зоне, видел заключенных, и теперь с ужасом представлял себя среди них. В результате следствия выяснилось, что и пешеходы и погибший были мертвецки пьяны, а в крови Косых алкоголь не обнаружили – это его спасло, суд признал, что в сложившихся обстоятельствах актер не мог действовать иначе, поскольку пытался сохранить жизни нарушителей-пешеходов.

Я из Одессы, здрасьте!


Рассказывая о фильме «Неуловимые мстители» нельзя не упомянуть о самом ярком второстепенном персонаже – куплетисте Бубе Касторском, в этой роли снялся актер Борис Сичкин.

Подраставший в многодетной семье, Борис с четырех лет начал зарабатывать, танцуя на улице. В 11 лет мальчик попал в цыганский табор, прожил там полтора года и научился играть на гитаре, петь. Вернувшись домой в Киев, выступал в ресторане. По началу роль Бубы Касторского была небольшой, но благодаря таланту и фантазии актера удалось ее сделать чуть ли не самой заметной. На пике популярности трилогии Сичкин стал активно гастролировать по стране с концертами, однако успех закончился для артиста крупными неприятностями: в 1973-м году Министерство культуры устроило облаву на артистов, дающих «левые» концерты и Сичкин попал под тотальные аресты. Вот что рассказал нам артист в один из последних своих приездов в Россию об этом периоде жизни: «В 1973 году по сфабрикованному делу меня посадили в тюрьму. Якобы, я получал за концерты больше денег, чем мне полагалось. Но на суде выяснилось, что по закону я недополучал больше половины. Меня освободили за отсутствием состава преступления. Я - достаточно популярный артист, поэтому, когда меня посадили, об этом знали все, а когда освободили - не знал никто. Семь лет велось следствие, семь лет я не снимался, мне не давали работать. Но не в этом дело, я бы все равно никуда не уехал от моих зрителей, от моего народа, но начались провокации против моего сына Емельяна. Я испугался за него. Я бросил трехкомнатную квартиру в Каретном ряду, дачу, машину, рояль «Беккер», и в 1979-м году мы уехали с одним чемоданом и сорока долларами на троих в страну, где никого не знаем. Я даже английского языка не знал. Разве ж я эмигрировал? От немцев в сорок первом так не бежали, как я бежал от советской власти. Мне еще повезло, что меня сразу выпустили - Крамарова два года держали. Но тут мне очень помогло, что я сыграл роль Бубы Касторского. Дело в том, что в АВИРе все начальство знало меня, как Бубу Касторского, но никто не знал артиста Бориса Сичкина. Когда подписывали документы о моем отъезде, то думали, что уехал какой-то Борис Сичкин, а Буба здесь, в России остался - меня выпустили спокойно. Буба мой талисман, он вообще мне часто в жизни помогал». Первое время в Америке Сичкин жил, как он сам характеризовал свое положение: «на черте бедности», он давал концерты для иммигрантов и представителей русской мафии, снимался в кино, вместе с актрисой Еленой Соловей создал театр, написал книгу «Я из Одессы, здрасьте!» В 1994-м году артист впервые после долгого отсутствия, приехал в Россию, снялся в фильме «В гостинице мест нет», потом была «Бедная Саша», «Убийство на Неглинной улице», многочисленные концерты, организованные Радио Шансон. В 2002 году Борис Сичкин умер, не дожив несколько месяцев до 80-ти лет.

Катерина Романенкова, Татьяна Алексеева
Январь 2006 года

Категория: Творческие находки | Добавил: zapiski-rep (12.01.2009)
Просмотров: 4738 | Рейтинг: 5.0/5 |
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Категории каталога
Новые материалы [19]
Творческие находки [144]
Репортаж исподтишка [40]
Интервью с намеком [109]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Записки журналистов памяти Никиты МихайловскогоПамяти Игоря Красавина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz