Пятница, 26.04.2024, 06:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Записки журналиста
Главная » Статьи » Творческие находки

Наше старое кино: «Гостья из будущего».
Этот фильм появился на экранах одновременно с началом перестройки в стране. Космические пираты, контрабандный прибор для чтения чужих мыслей, безбилетное путешествие в будущее не увязывались с понятием «советского школьника». Тем не менее, именем главной героини было названо целое поколение новорожденных девочек, а крылатая фраза: «Алиса, миелофон!» стала популярней классического «Спартак – чемпион».

Урезанное финансирование будущего


Это чудо отечественной кинофантастики называлось «Гостья из будущего». Любопытно, что история девочки Алисы, с легкостью преодолевающей пространство и время сначала имела мультипликационное воплощение. А начиналось все с фантастических рассказов Кира Булычева, которые он придумывал для своей дочки Алисы. Невероятные и увлекательные приключения девочки впервые были опубликованы в журнале «Искатель» в 1965 году по довольно банальной причине – нужно было срочно что-то поставить на полосу. С того момента девочка из будущего растиражировалась многочисленными рассказами, повестями и романами. В 1967-м году по повести «Путешествие Алисы» была снята полнометражная мультипликационная лента «Тайна третьей планеты».

Прошло время, на киноэкраны вышло несколько детских фантастических фильмов: «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам», «Приключения Электроника»…Однажды режиссер Павел Арсенов во время встречи с детьми поинтересовался, о чем бы снять следующий фильм. Большинство из них хором ответили: «О приключениях Алисы Селезневой». «Когда я прочитал повесть Кира Булычева «Сто лет тому вперед», у меня защемило сердце из-за того, что все так быстро закончилось, - вспоминает Арсенов, - я решил немедленно взяться за картину. Но мне было не ясно: как должен выглядеть город будущего. И мы решили сделать его таким, каким нам бы хотелось его видеть: просторным, воздушным, утопающим в зелени, с умными, веселыми, работящими жителями, летающими в космос и мгновенно перемещающимися на большие расстояния».

Увы, оптимизм режиссера не разделяло высокое киношное руководство, чиновники считали, что такие сказки детям не нужны и поэтому урезали бюджет фильма до минимума. Из-за этого некоторые запланированные сцены приходилось изменять или сокращать на ходу. Из всех фантастических животных были оставлены лишь говорящий козел, взятый из Уголка Дурова и крокодил-интеллектуал, которого вырезали из обычного пенопласта, из-за чего тот, несмотря на старания водолазов, все время неправдоподобно всплывал на поверхность озера. Двуногая инопланетная корова в скудный бюджет фильма не вписалась. Изменились и некоторые персонажи – к примеру, био-робот Вертер устаревшей модели в исполнении Евгения Герасимова стал более очеловеченным по сравнению со сценарной задумкой. Изначально он представлялся с круглой металлической головой, светящимися глазами и решеткой вместо рта, однако на металлический шлем тоже не хватило денег. Может быть, это и к лучшему – обаятельный блондин, «зажигающий» на гитаре, пришелся зрителям по вкусу.

Смотрит не по-нашему


Поиск юных актеров для съемок в фильме не отличался оригинальностью – как обычно, ассистентка режиссера обходила близлежащие к Мосфильму школы и отсматривала всех пионеров подходящего возраста.

Почти сразу нашли исполнителя на роль путешественника во времени Коли Герасимова – Алешу Фомкина. До этого он снимался в Ералаше и сразу же понравился режиссеру. Вообще Алексей был не самым лучшим учеником, сидел на задней парте вместе с такими же двоечниками и прогульщиками, учителя плакали от него горючими слезами. Неизвестно, каким чудом, Фомкин оказался на съемках «Ералаша», наверное, прогуливал. И уж абсолютно по воле волшебства, его там заприметил режиссер Павел Арсенов. Так двоечник Леша Фомкин стал троечником Колей Герасимовым.

Подружкой Алисы в двадцатом веке Юлей Грибовой стала Марьяна Ионесян, ее отобрали прямо во время ее занятий в «Театре юного москвича» при Дворце пионеров. А вот с главной героиней Алисой Селезневой пришлось помучиться. Изначально девочка будущего должна была быть высокой, длинноногой, спортивной – необычной. Перепробовали не один десяток спортсменок и красавиц. Но режиссер искал не просто юную актрису, а умненькую, любознательную, подвижную девочку, чтобы даже в обычной школьной форме она отличалась от остальных школьниц. Однажды к Арсенову привели маленькую, застенчивую девчушку с огромными сияющими глазами. «Это Алиса!», - обрадовался Арсенов и вставил в сценарий реплику мальчишек: «Смотрит-то как, не по-нашему!».

Наташа Гусева росла в обычной московской семье, любила гулять у реки и смотреть вслед проплывающим теплоходам. А еще она любила читать фантастику. А самой любимой ее книжкой была повесть Кира Булычева «Сто лет тому вперед», Наташа прочитала ее за два года до съемок и надоедала всем восторженными пересказами приключений Алисы. «Однажды к нам в школу пришли сотрудники студии имени Горького, - вспоминала Наталья, - Они искали девочку с хорошей дикцией для съемок в короткометражной ленте. Я не очень-то стремилась в кино, меня больше привлекала биология, но вместе с другими одноклассницами читала стихи. Выбрали меня. А во время озвучивания фильма меня заметила ассистент «Гостьи из будущего». По возрасту я подходила, и меня повели к Павлу Оганезовичу. Когда мне сказали, что ведут пробовать на роль Алисы – я не поверила, это звучало слишком сказочно, чтобы быть правдой. От волнения я сказала, что родилась в 1872 году. Все засмеялись и назвали меня гостьей из прошлого». Однако, Арсенов некоторое время все же сомневался в кандидатуре Гусевой – уж слишком мелкой была эта девочка, первоначальная задумка сделать героиню длинноногой красавицей не давала режиссеру покоя. Но за Наташу вступился сам автор Кир Булычев: «Или Алису будет играть Наташа или… фильма вообще не будет», - фантасту так полюбилась эта девочка, что до конца своей жизни он подписывал ей свои новые книжки не иначе, как «Моей любимой актрисе».

В будущем проблемы со временем


Съемки фильма проходили в Гаграх и в Москве: в Ботаническом саду, на Калининском проспекте и Суворовском бульваре, причем на московских улицах ребят снимали в основном скрытой камерой, поэтому прогулки и погони выглядят так естественно, ведь вокруг была не массовка, а самые обыкновенные прохожие. Больше всего юным актерам запомнились съемки эпизода, когда Алиса, маскируясь в длинный плащ, забирается на плечи Юли Грибковой и спасается от пиратов. Конечно, девочка-актриса не смогла бы таскать на плечах свою, пусть даже и худенькую подругу, поэтому вместо нее под плащом скрывался Леша Фомкин. Но, а так как он практически ничего не видел, то постоянно выходил за пределы кадра – коротенькую сценку снимали целый день, ну и намучился бедный Леша!

Надо сказать, что в условиях жесткой экономии съемки будущего представлялись просто фантастически-невозможными: летающие такси – флипы, поднимали с помощью обычного дорожного крана или вообще ставили на открытый грузовик и таким образом заставляли «летать»: грузовик ехал очень медленно, чтобы было ощущение плавного полета, но так как плохие дороги – наше национальное достояние, то машина все равно подрагивала, а летающее такси «проваливалось в воздушную яму.

Не удивительно, что поклонники фильма отыскали в нем огромное количество ляпов. Самые странные метаморфозы происходят, как ни странно именно со временем – может быть там, в будущем время течет быстрее, или времена года окончательно перепутались из-за глобального потепления, но уже возле заброшенного дома, где пряталась машина времени, погода явно опережает свой календарный ритм. Вспомните, Коля отправляется в будущее в апреле, дату его прилета 13 апреля 2084 года фиксирует в инвентарной книге робот Вертер, но Москва настоящего утопает в летней зелени, да еще повсюду летает тополиный пух. В будущем с погодой еще хуже – листва на деревьях кое-где пожелтела и осыпается, а на Московских улицах то там, то тут виднеются южные пирамидальные тополя и кипарисы. Помимо того, в будущем, по-видимому, будут происходить странности и с арифметикой, а иначе как объяснить, что номера флипов меняются прямо в воздухе, и с географией – прокатившись по маршруту «Проспект Мира - Большой театр», Коля оказывается на берегу моря, и с астрологией – целый день деревья на территории института времени отбрасывают тени в одном и том же направлении – вероятно планета Земля прекратила свое вращение, зафиксировавшись в более удобном, дневном для России положении. Да, время в будущем потечет в совершенно непонятном направлении – по дороге в космопорт Коля пролетает Красную площадь – на часах Спасской башни половина четвертого, по прибытии школьник пытается отправиться в космос на звездолете «Товарищ», старт которого намечен на 12:30. Да, Красная площадь в ХХI веке такое же культовое место, как и в ХХ - хорошо видна длиннющая очередь в мавзолей Ленина. А может, уже и не Ленина?... К слову, всяких призраков - тени и отражения съемочной группы, - можно разглядеть чуть ли ни в каждом кадре картины
Стоит заметить, что люди настоящего не менее рассеяны, чем их потомки – они зачем-то меняют прически и переодеваются мгновенно.

Алисоманы висели на ветках


Вероятно для конспирации, ведь фильм все-таки про пиратов, а популярность, которую он принес юным актерам, заставляла их не только менять внешность, прятать глаза, но и вообще сидеть дома, не высовываясь.

Труднее всего пришлось конечно же Наталье Гусевой, ее поклонники – Алисоманы, как они себя называли, не только забрасывали ее письмами, но и преследовали по пятам. Ее адрес продавали за пятьдесят рублей, поэтому не удивительно, что подъезд девочки превратился в зал ожидания – поклонники ночевали на лестничной клетке, оставляли у двери кучи разных подарков, они сидели на ветках высоченного тополя напротив ее окна на пятом этаже и пытались в бинокль разглядеть девушку. Наташа не могла выйти из дома одна, боялась, что ее разорвут на кусочки. «Это мешало жить, - вспоминает Наталья, - я этого не ожидала и не была к этому готова. Я никогда не мечтала быть актрисой, жизнь в постоянных разъездах – это не для меня. Я всегда хотела быть биотехнологом и готовила себя именно к такому будущему». Несмотря на дикую популярность Наташа Гусева закончила школу всего с двумя четверками, даже во время съемок она таскала за собой кипы учебников и все-время зубрила, потому что родители постоянно ее пугали: «Будешь плохо учиться, станешь актрисой». Она снялась еще в трех фильмах, но такого успеха, как «Гостья из будущего» эти фильмы не имели. Но именно во время съемок она познакомилась со своим будущим мужем. Денис Мурашкевич был тоже поклонником Наташи, он быстро сообразил, что запросто к этой девочке не подойти, нужно проявить смекалку. Во время съемок в Минске, Алиса с бабушкой поселилась в местной гостинице. Денис хотел организовать ее конное похищение, но в местном цирке оказалась всего одна белая кобыла, да и то больная. Пришлось менять планы. Однажды, когда Наташа в номере была одна, в дверь постучали и внесли громадную коробку из-под телевизора, растерянная девушка расписалась в квитанции и осталась с «посылкой» одна. Она ходила вокруг и убеждала себя вслух, что не стоит открывать коробку до прихода бабушки, как вдруг, посылка треснула по швам, и из нее вывалился здоровый парень: «Сюрприз!». Когда испуг девушки сменился смехом, поклоннику было позволено попить чая вместе со звездой. Впоследствии молодые люди обнаружили общность интересов – оба увлекались биологией, и стали встречаться. А через несколько лет поженились, несмотря на то, что родителям Наташи парень казался несерьезным. В 1996 году у Натальи Мурашкевич родилась дочка Олеся.

Несмотря на активные съемки, актерская профессия девочку не увлекла. Последнее предложение поступило в 1990 году сняться в главной роли в картине «Авария – дочь мента». Но, из-за сцены изнасилования Наташа отказалась – не захотела пачкать светлый образ Алисы. По окончании школы, Гусева, как и мечтала поступила в Институт Тонкой Химической Технологии на отделение биотехнологии, по окончании которого стала работать микробиологом в одном из Московских НИИ.

Устаревший робот-политик


Подружку Алисы по ХХ веку Юлю Грибкову сыграла Марьяна Ионесян. После триумфального шествия «Гостьи из будущего» эта девушка появилась на экране телевизора всего лишь один раз – в 1988 году играла за юношескую команду знатоков в передаче «Что? Где? Когда?». После школы в 1988 году поступила в МГУ на факультет философии, по окончании которого иммигрировала в США. В 1997 году в Техасском университете получила диплом магистра по управлению бизнесом. «В Америке я живу уже достаточно давно, но постоянно посещаю Россию, поэтому никакой ностальгии не испытываю, - рассказывала девушка, - «Гостья из будущего» есть дома на кассетах, но во взрослом возрасте я ее смотрела всего лишь раз – было очень смешно». Сейчас Марианна носит фамилию Грей, живет в провинциальной Вирджинии, где работает бизнес-консультантом.

Семен Бузган, сыгравший Колю Садовского сейчас вместе с семьей живет и Израиле, в Городе Хайфа. Работает на русскоязычном радио.

Алексей Фомкин, тот самый чей герой Коля Герасимов слетал в будущее, имеет среди друзей по фильму пожалуй самый большой послужной список в кино – он несколько раз снимался в Ералаше, а так же в полнометражной картине «На своей земле». Стоит заметить, что Леша был довольно проблемным ребенком, кое-как окончив школу, он до армии работал грузчиком. А после службы, вернувшись в Москву стал разнорабочим – устраивался то на одну, то на другую фирму. Женился. Но жизнь его все равно летела под откос: он стал сильно выпивать, потом перебрался жить в деревню, где в 1996 году трагически погиб – сгорел в бане.

Несмотря на то, что главные герои фильма — дети, «взрослый» актёрский состав впечатляет. Рассеянный доктор Алик Борисович - Георгий Бурков, исполнительная старшая сестра Мария Павловна - Валентина Талызина, покровительница спортивных талантов Марта Эрастовна - Наталья Варлей, романтичный робот Вертер - Евгений Герасимов, аристократичный Электрон Иванович - Игорь Ясулович... А что стоят космические пираты: Весельчак У - Вячеслав Невинный, и Аристократ Крыс - Михаил Кононов?

Заслуженный артист РСФСР Евгений Герасимов в фильм «Гостья из будущего» попал по блату. Павел Арсенов, зная о давней мечте актёра сняться в какой-нибудь сказке, пригласил его в свой фильм. «Пусть это не совсем сказка, но герой мой - сказочный персонаж, позволяющий творить чудеса, - делился как-то Евгений Владимирович. - Я был этому рад. Вместе с Павлом мы фантазировали, когда создавали своего человечного робота. Мне кажется, что нам это удалось. Очень многие находки рождались непосредственно на съёмочной площадке. В том числе походка и смех Вертера, который вошёл в анекдоты». После роли робота Евгений Герасимов много снимался, а вскоре и сам стал режиссером. За романтическую драму «Поездка в Висбаден» по мотивам романа Тургенева «Вешние воды» получил знак отличия из рук Папы Римского. В середине девяностых вел передачи «Кинескоп», «Парад звезд». Занимается политикой, член партии «Единая Россия». С 16 декабря 2001 года – депутат Мосгордумы. Посвящая себя законотворчеству, пообещал своим избирателям, что на актерскую и режиссерскую работу отвлекаться не будет.

Еще пожалеешь, мымра


Кстати, нельзя не упомянуть загадочную Полину, из-за которой и началась вся эта история – ведь именно следуя тайком за ней, главный герой и обнаружил машину времени. Полину в фильме сыграла манекенщица и фотомодель Елена Метелкина, она была первой фотомоделью, снявшейся в советском кино. Ее дебютом стала работа в фильме «Через тернии к звездам», в котором она создала образ инопланетянки Нийи. Следующей стала роль Полины, а потом Метелкина вернулась в модельный бизнес и в кино больше не снималась.

Парадоксальная ситуация, никто из детей актеров сыгравших главные роли в «Гостье из будущего» свою взрослую жизнь не связал с актерской профессией, зато исполнительницы совсем крохотных ролей сегодня у всех на слуху. Помните, маленькую, очкастую девочку, в которую превратился пират Крыс, лихо скачущую по лестнице и напевающую «Ля-ля-ля-ля», которая сдает в шестом классе «самый главный экзамен», и бессовестно грубит взрослым: «Ну, Мымра, ты еще пожалеешь». Конечно, в этом ребенке сложно узнать ныне известную певицу и ведущую Лену Перову. А теперь вернемся в космопорт: жутко умненькие ученики в блестящих комбинезончиках собираются запускать спутник. К ним бесцеремонно пристраивается Коля Герасимов и по-детски непринужденно выспрашивает куда это они, такие красивые. Среди детей совершенно не выделяется одна девочка, зато сегодня о ней знают многие - это Инна Гомес, в девичестве Чуркина, сделавшая неплохую карьеру фотомодели, вышедшая замуж за итальянца и чуть не ставшая победительницей «Последнего героя».

Вместо эпилога хочется упомянуть прибор, из-за которого чуть было не разразилась межгалактическая война – миелофон. Роль сложного инженерного изобретения будущего исполнял… обычный уральский сувенир в коробочке! После съемок прибор для чтения чужих мыслей бесследно исчез.


Катерина Романенкова, Татьяна Алексеева
апрель 2006

Категория: Творческие находки | Добавил: zapiski-rep (12.01.2009)
Просмотров: 2365 | Рейтинг: 1.0/2 |
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Категории каталога
Новые материалы [19]
Творческие находки [144]
Репортаж исподтишка [40]
Интервью с намеком [109]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Записки журналистов памяти Никиты МихайловскогоПамяти Игоря Красавина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz