Четверг, 18.04.2024, 19:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Записки журналиста
Главная » Статьи » Творческие находки

Маша Шукшина: Гены вернули на творческий путь
У каждого в жизни свой путь. Помня это, Маша Шукшина выбирала профессию далекую от родительской, она закончила "Иняз", работала переводчиком. Но от судьбы не уйти, и актерские гены отца и матери все равно заявили о себе - ну а как иначе, ведь Маша с рождения дышала воздухом, пропитанном творчеством и талантом.

Хитрый замысел судьбы


История этой семьи начиналась не совсем обычно. Когда в конце 50-х Лида Федосеева поступила во ВГИК, секретарем комсомольской организации института был Вася Шукшин. Девушка возненавидела его сразу. Но хитроумная судьба не стала провоцировать ссоры и конфликты, а попросту развела их на несколько лет. У Василия был роман с молодой поэтессой Беллой Ахмадулиной, потом с редактором журнала "Москва" Викторией Софроновой, которая хоть и родила возлюбленному дочь, удержать его рядом с собой так и не смогла. Не менее напряженно протекала личная жизнь Лидии. Во время съемок в Киеве она познакомилась с украинским актером Вячеславом Ворониным и вышла за него замуж, из-за чего попала в весьма затруднительное положение: молодой супруг желал видеть ее рядом с собой, а преподаватели ВГИКа его желаний не разделяли. В конце концов, Лиду отчислили из института, но и на безоблачное семейное счастье тоже набежали тучки: супруг оказался жутко ревнивым и деспотичным, молодая женщина не могла не только посмотреть в сторону, но даже просто задуматься - муж тут же устраивал гневный допрос: "О ком это ты мечтаешь?". Однажды Лида не выдержала и сбежала назад, в Москву. К счастью, ей удалось восстановиться в институте.

Вот тут как раз судьба, преподав первые жизненные уроки обоим нашим героям, сводит их, помудревших, снова. Актеров приглашают сниматься в одном фильме "Какое оно, море?". Накануне отъезда в Крым Лидия случайно узнает, что ее партнером будет тот самый, ненавистный Шукшин, она очень расстроилась и даже просила режиссера заменить Шукшина на другого актера - в кино-тусовке уже ходили слухи о пьяных загулах Василия. Но режиссер пообещал, что все будет в порядке.

В Крым они ехали в одном купе… Впрочем, в том купе собралась большая веселая компания - пели, пили, хулиганили, смеялись, разговаривали… А Лида наблюдала за Василием: теперь он не казался ей таким противным - глаза зеленые, озорные. Лида затянула песню, "Калину красную", а он подхватил, привалившись головой к ее плечу. Всю ночь они проговорили о жизни.

От водки спасли детки


Через несколько месяцев после съемок Лидия Николаевна переехала жить к Василию Макаровичу. В доме не было ничего, семейный быт пришлось складывать по кирпичикам, экономя на всем. К тому же Василий Макарович продолжал пить. "Я его очень любила, - вспоминает Лидия Федосеева-Шукшина, - поэтому терпела, не уходила. Я понимала, что спасти его от пьянства смогу только я. Вечером я гнала в шею всех его дружков, а утром была готова разрыдаться от жалости - Вася просыпался больной, подавленный". Но так получилось, что от "зеленого змия" Василия Шукшина спасла не жена, а рождение дочерей, сначала Маши, а годом позже Оли, он бросил пить и загорелся творческой идеей снять фильм о Степане Разине - эта мечта останется с ним до самой смерти, но ей так и не суждено будет воплотиться в реальность.

Шукшины жили скромно, но вполне счастливо. Лидия Николаевна занималась дочерьми и хозяйством, на время забыв об актерской профессии. Ей приходилось считать каждую копейку, записывать расходы и по несколько лет носить одно и то же платье - но это не ставилось в упрек мужу, а, наоборот, воспитывало в подрастающих девочках скромность и бережливость. Девочки были разные: Маша - мамина копия, тихая, стеснительная, без маминого совета шага не сделает, а Ольга - вся в папу, характер взрывной и самостоятельный, независимый. "Хоть мы с сестрой и погодки, - вспоминает Маша, - мы не были дружны, и во дворе у нас были разные компании, дня не проходило, чтобы мы не подрались, просто так, ни с того, ни с сего. И если мне нужен был совет, я обращалась ни к сестре, ни к подругам, а к маме. Она и сейчас для меня единственный авторитет".

А впрочем, отца девочки тоже слушались, однажды, когда сестры были еще совсем маленькими, 4-5 лет они вели очень взрослый разговор с папой, о том, как назвать своих будущих детей. Отец настаивал, чтобы одна из девочек своего сына обязательно назвала Макаром, в честь деда. Тогда это имя совсем не понравилось девочкам, какое-то старомодное. Но прошли годы - у Марии уже росла дочь Аня, но она мечтала о сыне, которого можно было бы назвать в честь отца Василием. Но сестра опередила Машу, родила мальчика раньше и "заняла имя". Тогда Маша и вспомнила отцовский наказ - назвала родившегося сынишку красивым русским именем Макар.

Несбывшаяся мечта


Между тем Василий Макарович продолжал борьбу за свой сценарий о Степане Разине, но кинематографическое руководство считало, что тратить немалые деньги на историческую картину, в то время, когда искусство призвано показывать подвиги Советских людей - не рентабельно и даже политически преступно. Шукшину не отказывали, но и зеленого света не включали. Он бился, впадал в депрессию, снова озарялся надеждой и продолжал работать: писать рассказы, сценарии, снимать фильмы. "Печки-лавочки", "Калина красная"…

Однажды, ревнивый Василий Макарович изменил своим принципам и отправил Лидию Николаевну одну на кинофестиваль в Варну с лентой "Калина красная" - обычно супруги везде ездили вместе, а сам отправился в Волгоград, заканчивать съемки в фильме "Они сражались за родину". Больше Лидия Николаевна своего мужа живым не видела - здоровый сибиряк умер от сердечной недостаточности во сне…

Вдове казалось, что жизнь закончилась, она даже помышляла уйти в монастырь - удержали дочки, совсем маленькие 7 и 8 лет, их нужно было растить и воспитывать. Через год ей на помощь пришел хороший и заботливый мужчина, кинооператор Михаил Агранович, он стал добрым отчимом для девочек на долгих 11 лет. "У меня об отчиме остались самые приятные воспоминания, - рассказывает Мария, - Он к нам относился с большой теплотой, любовью и ко всему приучал - и посуду мыть, и готовить, и уроки помогал делать - учил быть самостоятельными".

Шукшина и Агранович расстались просто так, но и сейчас вспоминают с теплотой те годы. Но, видимо, Лидия Николаевна исчерпала еще не все женское счастье, отпущенное на ее долю Богом - на съемках в Польше она встречает польского художника Марека: "Когда я его увидела, просто обомлела - он был красив необыкновенно", - вспоминает Шукшина. Несколько лет они были счастливы вместе.

Родительской тропой


Тем временем дочери Шукшина выросли. Ольга закончила ВГИК, пробовала сниматься в кино, влюблялась, разочаровывалась, родила сына Василия, и теперь увлекается литературным творчеством, с семьей почти не общается. А Маша. Маша никогда не хотела быть актрисой. "Я умом понимала, насколько в этой профессии все нестабильно, зыбко, зависит от случая... Смотрела на маму, а она говорила: "Если повезет, выйдешь замуж за режиссера - он будет тебя снимать. А если нет - будешь безработной, будешь болтаться в подвешенном состоянии". Поэтому я и решила выбрать более стабильную профессию - поступила в институт иностранных языков" Там же Маша встретила однокурсника Артема, и на четвертом курсе вышла за него замуж. Через год родилась Анечка. Однако, студенческий брак оказался недолгим - Маша сама настояла на разводе.

Ошибкой оказался и выбор профессии - работа секретарем-переводчиком не оправдала надежд. И хоть профессиональной актрисой Маша так и не стала, судьба все-таки привела ее на съемочную площадку. Послужной список ее работ невелик, но зато в нем есть заметные работы - в "Американской дочери" Карена Шахназарова, в фильме "Какая чудная игра" Петра Тодоровского, в картине Владимира Бортко "Цирк сгорел, и клоуны разбежались"… Ну и, конечно же, главная творческая заслуга Маши Шукшиной - роль ведущей в программе "Жди меня". "Когда я повторно вышла замуж, у меня родился сын Макар, я два года сидела дома. Но к концу этого срока стала задумываться о работе. Ну а поскольку у нас в семье принято, что все блага и неприятности сами сыплются на нашу голову, то приглашение работать на телевидение обрушилось на меня, словно с неба, причем, сразу с четырех каналов. В муках я сделала выбор в пользу ОРТ". Маша ни разу не пожалела о работе на этой программе, несмотря на то, что съемки иногда бывают очень тяжелые эмоционально, сюжеты, как призналась Маша, делают людей добрее и отзывчивее. "Только теперь я поняла, что чужого горя не бывает. Я плачу, часто не могу сдержать слезы прямо в кадре, особенно, когда дело касается потерянных детей".

Немужской поступок


Еще бы, ведь у Маши была в жизни ситуация не менее трагическая, чем истории героев программы. Когда отношения Марии и ее мужа не заладились, тот не придумал ничего более жестокого, как украсть сына Макара - ворвавшись в квартиру и угрожая, он увез мальчика в неизвестном направлении. "Не хочу об этом вспоминать. Это были мои разборки с мужем и он решил таким образом что-то мне доказать. Потом, когда я сына нашла, когда я уже знала, что его прячут у моей свекрови на даче, они мне его не хотели отдавать. Пришлось обратиться за помощью к правоохранительным органам. Весь этот кошмар длился две недели". История закончилась благополучно, но мало, кто знает, что очень похожая ситуация была в жизни Машиной мамы Лидии Николаевны. Только ей так и не удалось вернуть похищенную бывшим мужем дочь. В первом браке у актрисы родилась дочь Настя. Когда Лидия, спасаясь от ревности мужа, сбежала в Москву, ей пришлось отвезти дочку к своей маме в Ленинград. Этим и воспользовался бывший муж - он похитил ребенка, а потом и отсудил его у жены, воспользовавшись тем, что его мать занимала весьма высокий номенклатурный пост. Лидия Николаевна билась за дочь до последнего, но, отчаявшись, решила: "Бог все расставит по местам". С тех пор Настю она не видела.

Несмотря на пережитые беды, мать и дочь Шукшины свою жизнь считают счастливой, Маша по-прежнему советуется с матерью, но теперь уже чаще по творческим вопросам - в последнее время актрисе предлагают роли не только в кино, но и в театре. Что касается отношений с мужчинами, тут Мария, кажется, сделала вполне конкретный выбор: "Обузой для меня брак никогда не был - ни первый, ни второй. Просто я принимаю его как данность: был - хорошо, нет - тоже хорошо. Когда я была замужем, то приходилось отказываться от некоторых поездок, фильмов. Для женщины - либо семья, либо работа. В большинстве случаев мужья - собственники, хотят, чтобы жена все время сидела дома. Поэтому, делая выводы после своего второго развода, я убедилась, что меня больше устраивает гражданский брак. Хотя для женщины полноценная семья - это очень хорошо. Но у меня такой потребности нет".

Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
август 2002 года
Категория: Творческие находки | Добавил: zapiski-rep (12.01.2009)
Просмотров: 1145 | Рейтинг: 0.0/0 |
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Категории каталога
Новые материалы [19]
Творческие находки [144]
Репортаж исподтишка [40]
Интервью с намеком [109]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Записки журналистов памяти Никиты МихайловскогоПамяти Игоря Красавина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz