Воскресенье, 28.04.2024, 06:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Записки журналиста
Главная » Статьи » Творческие находки

Памяти Николая Еременко: Он не вписался в крутой поворот жизни.
Судьба щедро одаривала Николая Еременко: ему повезло родиться в актерской семье, повезло учиться у замечательных педагогов ВГИКа, выпал случай удачно дебютировать в кино, да так удачно, что более тридцати лет он не разу не оставался без работы. Ему досталась красивая внешность и хорошее воспитание, поэтому и недостатка в женском внимании он не испытывал. У него были друзья и поклонницы, достаток и опыт. А еще у него было много планов… Но однажды Судьба решила - хватит.

На прочных корнях


Стоит ли пересказывать биографию этого актера? Он был настолько популярен, что вряд ли найдется человек, который не знает, что родился Коля в актерской семье, которую среди Минской интеллигенции называли идеальной, что его отец, народный артист СССР Николай Еременко-старший был исключительно честным и правильным человеком, "советским", в хорошем понимании этого слова - пройдя фашистские концлагеря, он на всю жизнь сохранил понятие "родины и патриотизма", несмотря на смутные перемены в стране. Что мать Коли народная артистка Белоруссии Галина Орлова - женщина строгая, но справедливая, из тех, кто умеет сохранить семейный очаг. И это при том, что никогда не оставляла профессию - за три дня до смерти Еременко-старшего, супруги вместе играли спектакль.

Нет необходимости, наверное, напоминать, что Коля учился во ВГИКе в мастерской Сергея Аполлинарьевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой - а это такая школа, такая удача! "Коля работал больше нас всех, - вспоминает сокурсница Еременко Наталья Белохвостикова, - он чувствовал к себе повышенное внимание, что неизбежно случается со всеми актерскими детьми. У него никогда не было выходных, да и ночами он часто оставался в институте. Он играл ВСЁ, каждым днем своего существования стараясь доказать, что имеет право носить фамилию Еременко".

Именно снявшись в фильме Герасимова "У озера", Николай шагнул в мир кино, в мир, который его не всегда радовал, но и никогда не предавал забвению. Сергей Аполлинарьевич помогал своим ученикам, "детям", как он их называл и поэтому старался каждому подарить дебют в своей картине, дебют, который для многих становился взлетной полосой - Еременко получил главную роль, без конкурсных отборов и кинопроб.

А дальше… Дальше наступила сумасшедшая популярность. После роли Жульена Сореля в картине "Красное и черное" к Николаю стали приходить мешки писем, а он сам надолго стал главным персонажем самых откровенных женских снов.

Герой-любовник - это приговор…пожизненный


А потом был знаменитый боевик "Пираты ХХ века", за который "распекали по комсомольской линии за безнравственность и пропаганду чуждого образа жизни". Но, несмотря на это именно за роль судового механика Еременко получил премию Ленинского комсомола, о чем сокрушался: "Удивительно, играешь Стендаля - тебя не называют лучшим артистом года, играешь моториста, который только дерется и плавает - называют. Получается, что премию Ленинского комсомола я получил за то, что хорошо плавал!" . На самом деле он не только плавал, а еще и дрался, падал со скал и выполнял массу других рискованных трюков, ничуть не задумываясь, что это может стоить ему жизни. Он вообще с большой самоиронией относился к своим актерским работам, к ярлыку "романтического героя-любовника" и очень хотел играть серьезные и глубокие роли.

Но вернуться к культовым "Пиратам…" все же планировал. Сначала не было достойного сценария, потом трагически погиб друг Николая Талгат Нигматулин, исполнитель второй главной роли, потом наступили финансовые проблемы. За год до смерти Николай решил, что будет снимать продолжение сам, тем более, что вырос сын Талгата, точная копия отца, да и пообещали реальное финансирование проекта. "Это будет что-то вроде "Последнего кино героя" с Шварценегером, - мечтал Николай, - я - актер Николай Еременко окажусь в сюжете фильма "Пираты ХХ века". Покуда песок из меня не сыпется, порадуем поклонников продолжением, если опять что-нибудь не случится…". Но Судьба по-своему решила уберечь актера от разочарования, памятуя, что продолжения популярных фильмов редко достигают такой же славы.

Отзывчивое сердце


В то время, как его лукавый взгляд и вкрадчиво-томный голос смущал сердца многочисленных поклонниц, сам "романтический герой" только удивлялся изобретательности некоторых особ женского пола, благодаря которой его чувствительное сердце трепетно реагировало на девичьи признания и тогда… "Письма одной девушки тронули меня по-настоящему, - как-то искренне признался Николай, - я стал на них отвечать, и даже волновался, если их долго не было. Однажды пришло письмо от ее подруги, где та сообщила, что девушка покончила с собой, решив, что все ее чувства бессмысленны. У меня все внутри перевернулось, ночью я не спал, а на утро решил ехать на похороны. Развернул письмо, чтобы уточнить адрес… и обомлел - письмо содержало одну очень характерную особенность оформления, по которой я понял, что его автор та же девушка - она обманула меня, заставив пережить трагедию".

Изобретательные поклонницы, легкомысленные барышни, начинающие актрисы, просто длинноногие девицы - словно бабочки вокруг источника света увивались вокруг Николая Еременко. А он хотел, чтобы тихая, домашняя, любящая женщина родила ему сына, продолжателя рода Еременко. "Ко мне очень легко найти подход, - сознавался не раз Николай, - меня надо хвалить, тогда я теряю бдительность, а вместе с ней и голову, и тогда хитрая и умная женщина начинает мною управлять". И, кажется, именно такая женщина в последние годы появилась в его жизни. Людмила была ассистентом режиссера, то есть помощницей самого Николая на фильме "Сын за отца" - тихая и застенчивая, "не испорченная цивилизацией", - как говорит про нее мать Николая Галина Александровна: "Она была большой Колиной радостью, очень не похожа на тех, кто крутился возле него всегда. Сын мне часто в последнее время говорил, что устал от эмансипированных, наглых и уверенных в себе девиц, что очень хочет видеть рядом нормальное девичье лицо. С Люсей у Коленьки начиналась новая жизнь: он купил в Москве квартиру, готовился к свадьбе, хотел от Люси ребенка". А накануне трагедии вместе с Людмилой ездил выбирать для новой квартиры спальню… Вот только обновить ее не успел. В полдень 26 мая Николай Еременко был госпитализирован в больницу имени Боткина с диагнозом "сердечный приступ", позже врачи объявили, что причиной смерти стал инсульт… Что же случилось на самом деле, знает Бог… и сам Николай. Может быть, просто закончился отведенный ему запас удачи, или Всевышний позавидовал, что такой мужчина живет в царстве земном?

Четверть века и лишь несколько слов…


Незадолго до смерти Николай развелся с женой Верой, он решился на это только после смерти отца, не хотел его расстраивать, ведь тот считал, что в их семье не должно быть разводов. Четверть века супруги прожили бок о бок. За это время в их совместной жизни было всякое - безоблачное счастье, это всего лишь сказка, которой себя тешут молодожены, а они жили не в сказке, и потому, как любые супруги ссорились, но никогда эти ссоры не становились предметом обсуждения прессой. Николай был скрытным и о своей семье говорил немногословно: "Семья должна быть у каждого, это та пристань, где можно отдохнуть от подвигов, тихо и сонно подрейфовать. Я люблю свой дом, но по натуре я, скорее одиночка, меня угнетает любой коллектив, я рожден жить один. Такие мужчины, как я не созданы для семейной жизни. Спасибо Вере за ее понимание и терпение, вряд ли бы другая женщина так долго меня выдерживала".

Да, за четверть века в их совместной жизни случалось разное, и об этом, наверное, могла бы рассказать вдова Николая Вера… но она тоже скрытная и сказала лишь одну фразу: "Я не хочу из его смерти делать шоу, пусть мои воспоминания останутся при мне". Наверное, она права - так трудно, обнажив перед публикой свою боль, не перейти грань, где заканчивается память и начинается спекуляция именем…

Запоздалые оправдания или сто причин внезапной смерти.


Когда внезапно умирает еще молодой и здоровый мужчина почему-то все начинают искать причину либо в его безудержном распутстве, либо в пьянке… Возможно, это попытка обелить себя, тех, кто находился рядом, но был слишком черств, чтобы найти в себе душевные силы сказать другу несколько теплых слов, поддержать его в минуту эмоционального смятения.

Да, вокруг Николая всегда было много женщин, природа щедро одарила его: он был красив и импозантен, умел ошарашить гусарскими выходками и не обидеть - какая женщина устоит перед таким?! Миллионы дам всех возрастов мечтали оказаться его любовницами, и тысячи из них пытались осуществить эту мечту, проявляя настойчивость и фантазию, а он был отзывчив на внимание… но даже враг, если таковые у него были, не смог бы назвать Еременко распутным и неразборчивым в любовных связях.

Конечно, Николай не был убежденным трезвенником, он даже говорил: "Я считаю, что пить так же хорошо, как и не пить - это чисто по-русски, и я не понимаю тех, кто перепробовал все радости бытия, а теперь декламирует за здоровый образ жизни". Но разве разумная выпивка - это пьянство? От которого умирают…

Еще врачи что-то говорили о возрастном кризисе, когда организм начинает не справляться с привычными нагрузками… Да, Николай ревностно относился к своей физической форме, делал силовые упражнения, плавал, часто бывал в бане - но он был не в том возрасте чтобы умереть от зарядки… Может, его кризис происходил в душе? "Его мучил развод с Верой, - поделился переживаниями друг Николая актер Владимир Гостюхин, - в это же время и у меня были проблемы в семье, и мы часто плакались друг другу в плечо. Но сильнее его подкосила смерть отца. Он же и фильм "Сын за отца" решил снимать не потому, что хотел попробовать себя, в качестве режиссера, а только для того, чтобы поддержать своего отца, "вытащить его из ощущения старости", как говорил сам Николай".

Смерть отца и в самом деле изменила Николая, тогда он впервые заговорил о смерти и завещал похоронить его в Минске рядом с отцом. "Это самая большая моя потеря… - признавался Николай, - После смерти отца свою собственную жизнь я увидел словно на ладони: она уже не бескрайний бурный океан, а тихое озеро с тенистыми берегами. Безмятежное пацанство, коим наслаждаешься, когда за спиной есть старший в роду, пропало, я понимаю, что я последний из Еременко…Но я не понимаю, как эту ответственность нести дальше".

Меньше чем на год сын пережил отца. Возможно, теперь после смерти он понял все, что хотел понять, нашел эмоции, которые искал, покой, которого ему не доставало - хотелось бы верить, что он обрел, наконец, свое счастье…А несыгранные им роли, неснятые фильмы, так и не рожденный сын, не ставшая женой женщина и многое другое, что он не успел сделать в этой жизни теперь уже наша боль, боль тех, кто остался жить без него, тех, кому его так не хватает.

Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
март 2002 года
Категория: Творческие находки | Добавил: zapiski-rep (12.01.2009)
Просмотров: 1021 | Рейтинг: 0.0/0 |
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Категории каталога
Новые материалы [19]
Творческие находки [144]
Репортаж исподтишка [40]
Интервью с намеком [109]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Записки журналистов памяти Никиты МихайловскогоПамяти Игоря Красавина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz