Четверг, 28.03.2024, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Записки журналиста
Главная » Статьи » Творческие находки

История фильма: "«17 мгновений весны»"

Музыку к «Семнадцати мгновениям» Таривердиев писал сердцем, не спал много ночей, каждая нота давалась ему с огромным трудом, рассказывала  Вера Таривердиева. Этот фильм стоил ему сил и здоровья – Таривердиева   обвиняют, что он эту мелодию у кого-то заимствовал. Несправедливые обвинения совпали со смертью матери – и  вся эта история с «Семнадцатью мгновениями весны» закончилась для него инфарктом. Изначально Микаэл Таривердиев написал к фильму 12 песен, увы, звучат только  две из них.  «Не думай о секундах свысока» исполнял Муслим Магомаев, потом записывали   Валерия Ободзинского,  Вадима Мулермана. Таривердиев предлагал  попробовать даже Валентину Толкунову.  Говорят,   Магомаев страшно  обиделся на Таривердиева, ведь в те времена он был суперзвездой.  Но своих мемуарах  певец пишет, что он никогда не обижался на маэстро, а вот претензии к режиссеру фильма -   Татьяне Лиозновой у  него были.  Лиознова, по  мнению Магомаева,  ошиблась в том, что вообще пригласила его для исполнения песен: ведь ни голос, ни певческая манера Магомаева никак не могли совпасть с образом Штирлица. На Лиознову «обижался» и Иосиф Кобзон, когда услышал, что та хочет, чтобы он спел так, чтобы «в фильме не было и близко Кобзона» - зрители не должны были его узнать.  И надо признать, в фильме он действительно поет каким-то иным голосом. А  имя Кобзона  не попало в титры по банальной причине -  они были сделаны раньше, чем утвердили певца.

                               «Мгновения» под оком КГБ

Заказчиком фильма был КГБ и лично Юрий Андропов. Неточности  рецензировались и подчищались уже в ходе работы. Анекдотичный случай произошел с немецкой армией. Кто-то из кураторов фильма  обратил внимание, что все немцы в эпизодах - евреи. «Вы, какую армию показываете: немецкую или еврейскую?!» - возмутились они. Естественно последовала срочная пересъемка. На площадку привезли полсотни белокурых эстонских курсантов Высшей школы пограничников при КГБ. А вот чекисты, посмотрев фильм, сказали, что далеко не всегда Штирлиц действует в соответствии с установленной инструкцией. Но придуманные режиссером эпизоды, невозможные в работе разведки, цензура решила не вырезать, дабы романтизировать образ нашего разведчика. Штирлиц должен был стать идеалом для русского народа. Неточность в одежде киношных эсэсовцев заметили дотошные специалисты уже после премьеры. Например, Серебряный галун в виде уголка на самом деле присваивался членам нацистской партии, вступившим в нее до прихода к власти. Например, Штирлиц имел право носить атрибутику, а Мюллер - нет, потому что его приняли в партию только в 1939 году…Но все эти неточности  11 августа 1973 года, по первому каналу Центрального телевидения в 19.30 показали первую серию «Семнадцати мгновений весны». Аудиторией на  двенадцать вечеров стала вся страна. Под песню плакали все, персонажи сериала мгновенно стали героями сотен анекдотов, а фразы – «пошли в народ».  В первые показы фильма советские города от Калининграда до Владивостока вымирали в буквальном смысле слова: автобусы ходили пустые, потребление воды падало до нуля, а электроэнергии - подскакивало до критических отметок. Картину закупили все страны соцлагеря.

                                         Жена Штирлица

В это сложно поверить, но изначально героини жены Штирлица в сценарии вообще не было. Если  бы не Вечеслов Тихонов, которому бывший разведчик рассказывал, как иногда его коллегам привозили на свидание жен, этой лирической ноты в фильме не было бы. Было решено пригласить из Ленинграда очень популярную в те годы певицу Марию Пархоменко, но из-за плотного гастрольного графика она была вынуждена отказаться. Светлана Светличная сыгравшая в фильме влюбленную в разведчика Габи тоже претендовала на эту роль. «Я по сей день жалею, что не удалось уговорить Татьяну Лиознову дать мне эту роль»  позже призналась она. Буквально в последний момент на просмотр к Лиозновой  привели актрису театра Вахтангова Элеонору Шашкову. Актриса очень волновалась, и у неё плохо получались пробы. И снова ситуацию спас Вячеслав Тихонов. Он просто сел напротив актрисы, посмотрел в глаза, и роль зазвучала. Позже, увидевшие фильм чекисты говорили, что на самом деле, если бы супруги так явно глазами выражали свои чувства, Штирлица в миг бы раскололи. Кстати, сначала снимали сцену, как к разведчику Исаеву привозят не только жену, но и маленького ребенка. Но Татьяна Лиознова сразу поняла, ребенок отвлекает. Ведь внимание отца будет приковано к нему, а не к женщине. В фильме осталась только молчаливая сцена двоих - пять с половиной минут без слов, только молчаливый разговор взглядов, а какая эмоциональная сцена!

                                               Другие пробы

- Пробы к любому фильму  процесс всегда сложный. Сейчас сложно представить в роли Штирлица кого-то другого кроме Вячеслава Тихонова. Но всенародно любимым разведчиком мог стать Олег Стриженов. Но он был занят на других картинах, играл в театре. И просто не мог на три года выпасть из обоймы. Автор сценария Юлиан Семенов  настаивал на кандидатуре  артиста - Арчила Гомиашвили. Сам Вячеслав Тихонов попал в фильм по счастливой случайности.  Его порекомендовала Татьяне Лиозновой кто-то из ассистентов. Но когда его загримировали, наклеили большие пушистые усы, вид штандартенфюрера привел режиссера в тихий ужас. Однако, поработав с актером, Лиознова утвердила именно Тихонова.

- Пробы на роль русской радистки Кэт тоже были нелегкими. Татьяна Лиознова в этой роли видела красивую и трепетную Ирину Алферову. Увы, актриса была в длительной загранкомандировке и не могла вовремя приступить к съемкам. В результате роль радистки Кет досталась актрисе Екатерине Градовой. Интересная история произошла во время съемок, когда Кет прячется от преследователей с двумя грудничками. Маленьких детей снимать сложно. Поэтому изначально снимали кукол. Но когда посмотрели отснятый материал, стало ясно, надо снимать настоящих малышей. В кадре было видно, что дети неживые. А вот душещипательный эпизод, где фашист кладет ребенка на подоконник  и открывает окно снимали в душном павильоне. И настоящая мама крохи сама просила открыть форточку.

-На роль Мюллера пригласили актера Всеволода Санаева. Но он категорически отказался: «Я секретарь парторганизации «Мосфильма», фашистов не играю!». Лиознова решила пробовать малоизвестных актеров, но ни как не могла найти подходящий типаж. Второй режиссер картины порекомендовал ей посмотреть театрального актера Леонида Броневого. До выхода эпохальных «Семнадцати мгновений» актера знали только заядлые театралы. Броневой рассказывал, что перспектива играть гадкого немца за маленький гонорар, примерно 43 рубля в день его не радует.  Но второй режиссер настаивал: «Ты не знаешь, что тебе принесет эта роль!» и оказалась прав. Много позже актер был вынужден признать, что именно роль Мюллера стала в его жизни судьбоносной.  

-Вы можете представить Леонида Куравлева в роли Гитлера? В это сложно поверить, но именно на эту роль его пригласила Татьяна Лиознова. «У меня действительно были пробы на Гитлера, - признается Леонид Вячеславович. - Репетировал, меня гримировали под Гитлера... Но я этого антихриста не осилил, видимо вся моя природа была против». Впоследствии Гитлера сыграл немецкий актер. Лиознова не желала отказываться от Куравлева, и предложила ему другую роль. Эсэсовца Айсмана. На пробах ему сделали горбинку на нос, повязали черную повязку. Но главная задача, поставленная перед актёром была, буквально прожигать партнера одним глазом. И Куравлев справился с ней просто потрясающи!  

-Провокатора Клауса в фильме блестяще сыграл актер Лев Дуров. Позже он признавался, что именно эта роль сделала его популярным:  «Когда я впервые прочитал мою роль в сценарии, тут же потянулся к телефону, чтобы позвонить и отказаться. Еще чего - такую мразь играть! И правильно его Штирлиц застрелил! Но потом начал размышлять: что это за явление такое? Откуда они берутся - провокаторы, предатели, стукачи? И ухватился за вопрос Штирлица: «Вы не пробовали сочинять?» И невнятный ответ Клауса, что ему, мол, всегда мешали. Так вот в чем дело! Хотел быть писателем, но не хватило таланта - и теперь он мстит за это всему человечеству. Мол, вы меня не признаете - так я вам покажу! Это страшная вещь. Особенно если провокатор подходит к своему делу «творчески», как Клаус. Конечно, я играл не только фашистского провокатора, но и нашего родного стукача. Хотя тогда, разумеется, об этом вслух не говорилось. Природа-то стукаческая одна и та же - хоть в Германии, хоть у нас. Этот характер ни с кого конкретно не делался. Однако в детстве я видел, как сотрудники НКВД арестовывали людей и какие у тех были лица. Это я запомнил».

-Ещё одна героиня, которой изначально в сценарии не было - Фрау Заурих. Лиознова хотела очеловечить образ разведчика, сделать более мягким серьезного героя. «Я попросила Юлиана Семёнова написать пару сцен с участием старой немки, надеясь, что её сыграет Фаина Раневская. Семёнов нехотя что-то сочинил – получилась жуткая ахинея. Но я сразу решила, что придумаю всё сама в процессе съёмок. Мы пришли к Раневской домой, и показали сценарий. Фаина Георгиевна прочитала, ужаснулась и отказалась от роли. Тут я и вспомнила про Эмилию Мильтон, которая снималась у меня раньше в фильме «Рано утром». В тот период она была в страшной печали – у неё умер муж, было мало работы в театре, в кино. Она постоянно звонила мне, но не за тем, чтобы я её пригласила на съёмки, а просто по-приятельски поговорить, поинтересоваться делами. Я почти никогда не снимала в своих фильмах артистов дважды, а тут поняла, что именно с Эмилией Давыдовной мне будет легко. И оказалась права».

 

Интересный факт:

Есть мнение, что прототипом Штирлица был советский разведчик немец Вилли Леман (агентурная кличка - Брайтенбах, кодовый номер - А201), который служил заместителем шефа германской разведки Вальтера Шелленберга. Он отвечал за контрразведывательное обеспечение военной промышленности рейха, имел репутацию ценного работника, даже удостоился портрета фюрера с его автографом. Работал на советские спецслужбы по собственной инициативе, его никто не вербовал и не шантажировал. В декабре 1942 году гестапо его арестовало.

 

Цитаты

- Штирлиц! А вас я попрошу остаться. (Мюллер.)

– Вы плохо выглядите.
– Хорошо еще, что вообще живу. (Штирлиц, Мюллер.)

Характер нордический. Беспощаден к врагам рейха. (Автор за кадром, из характеристик.)

Плейшнер шел на явку. Он теперь все время был в приподнятом настроении. (Автор за кадром).

- Как ты думаешь рожать, малыш?
- Кажется, нового способа еще не изобрели. (Штирлиц, Кэт.)

- Когда о нас, математиках, говорят, как о сухарях, это ложь. Ложь! В любви я Эйнштейн! (Девица в баре)

                                                                                                         Катерина РОМАНЕНКОВА

Категория: Творческие находки | Добавил: zapiski-rep (09.08.2009)
Просмотров: 2822 | Рейтинг: 5.0/3 |
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Категории каталога
Новые материалы [19]
Творческие находки [144]
Репортаж исподтишка [40]
Интервью с намеком [109]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Записки журналистов памяти Никиты МихайловскогоПамяти Игоря Красавина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz