Среда, 24.04.2024, 09:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Записки журналиста
Главная » Статьи » Творческие находки

История одной улицы:«Таганка».

«История образования Таганки»

Таганский район охватывает юго-восточную часть Москвы. В далеком прошлом он именовалась Заяузьем. Район  заселялся и рос по мере роста и развития основной части города. Начало Москвы было началось с селения на Боровицком холме, где затем вырос Московский Кремль. Позже к Кремлю примкнули Китай-город и Белый - город. Поселения, окружавшие Москву, снабжали город съестными продуктами и предметами ремесленного производства. В XIII-XIV веках город был заселен торговцами и ремесленниками, но в конце XV века, в начале XVI здесь уже селились бояре, дворяне и духовенство. Постепенно они начали вытеснять  купцов и ремесленников. Купцам пришлось переносить свои дворы за реку, в Замоскворечье, а ремесленники были вынуждены расселяться более плотно и тесно в Зарядье. Купцы же теперь приходил на посад утром, торговали, а вечером возвращались домой в Замоскворечье. Развитие ремесла привело к образованию в Заяузье территориально- обособленных поселковых слобод, в которых жили люди одного типа занятий. В районе Таганской площади располагалась Таганская слобода. Здесь жили  кузнецы, выделывавшие таганы – железные треножники, с обручем наверху, на которые ставили котлы и горшки для варки пищи. Эти таганы с котлами возили за собой стрелецкие войска во время походов. Таганская площадь, которая получила свое название по стоявшим здесь в конце XVI века Таганским воротам земляного вала, становится центральной площадью всего Заяузья. Над Таганкой смеялись в комедиях, в юмористических журналах и даже в песенках. А в Таганке жили-поживали да денежки наживали и втихомолку посмеивались над своими «надсмешниками». К концу XIX века район из торгово-ремесленного превратился в индустриальный, и стал заселяться рабочим классом. С 1917-1936 гг. район носил название Рогожско-Симоновского района.  Этот район помнит бурные митинги и перестрелки 1905 года, забастовки и демонстрации. Только в 1989 году району вернули старое название - Таганский.

«Таганская тюрьма»

Безусловно, первое, что вспоминается при упоминании Таганки, это легендарная Таганская тюрьма. Она была построена по указу Александра I в 1804 году близ Таганской площади. Первоначально в ней содержались  уголовные преступники, и только с конца XIX века политические.  В тюрьме были мастерские: портновские, слесарно-кузнечно-механические, токарные, переплетные и типография. После Октябрьской революции в мастерских тюрьмы выполнялись срочные заказы для центрального карательного отдела Наркомюста, войск внутренней охраны и внутренней службы.  Построенная для уголовников Таганская тюрьма в начале XX века становится местом содержания под стражей  политических заключенных и неугодных правительству предпринимателей. Тогда же она становится пересыльной тюрьмой. Один только список знаменитых людей отечественной истории, побывавших в Таганке, может составить целую брошюру. Среди "квартирантов" "Таганки" были такие выдающиеся личности, как Савва Морозов, Павел Флоренский, Леонид Андреев... В "Таганке" сидел профессиональный революционер, видный деятель большевистской партии Бауман Н.Э.

 Интересная история связана с другим Саввой, Морозовым  знаменитая актриса М. Андреева на деньги своего любовника, миллионера Саввы Морозова подготовила побег из Таганской тюрьмы членов партии большевиков. В феврале 1905 года в Таганскую тюрьму на 16 дней заключили ее брата, известного писателя Леонида Андреева.

 

В одиночной камере более пяти месяцев при содействии и по желанию царского премьер-министра С. Витте находился известный меценат Савва Мамонтов. Срок заключения был большим, но за него подняли голос обласканные им МХАТовцы, служащие Северной железной дороги и знаменитый адвокат Ф. Плевако. Другой, не менее известный большевик А. Луначарский получил четыре месяца одиночного "тюремного сидения" в Таганке. Хлебал здесь баланду в 1908 году знаменитый "авантюрист XX века" В.Ф.Трахтенберг который, не имея толком представления о марокканских рудниках, умудрился продать их правительству Франции. Не теряя времени даром, Трахтенберг, который не был профессиональным лексикографом, за решеткой составил "Словарь воровской речи", который на десятилетия стал основой всех последующих словарей блатного жаргона. Так получилось, что все последующие "составители" просто переписывали его словарь как самый известный и популярный, затем ставили свое имя и сдавали книгу в печать. Кстати, всем известно слово "баланда". А вот одна из версий его происхождения связана именно с Таганкой:  "...до революции в Таганской тюрьме был шеф-повар по фамилии Баландин. Готовил он ужасно: суп-харчо - одна водичка. Взбунтовались урки и сварили в котле несчастного Баландина, живьем. Отсюда и пошло - баланда, баландер (раздатчик пищи). Удивительно, но даже прототип знаменитого Остапа Бендера, а в жизни - Остап Шор в 1922 году попал за драку на таганские шконки и кушал местную баланду. Однако когда местная администрация узнала что ранее он служил в одесском уголовном розыске (разумеется, при Советской власти), тюремное начальство решило освободить фартового Остапа. Помните:  "- А я все-таки думаю, что вы меня знаете.  - Не узнаю.
Но взгляд незнакомца был так чист, так ясен, что рука администратора сама отвела Остапу два места в одиннадцатом ряду.
- Ходят всякие, - сказал администратор, пожимая плечами, очередному умслопогасу,
- кто их знает, кто они такие... Может быть, он из Наркомпроса?.. Кажется, я его видел в Наркомпросе... Где я его видел? Машинально выдавал пропуска счастливым театралам и кинокритикам, притихший Яков Менелаевич продолжал вспоминать, где он видел эти чистые глаза. Когда все пропуска были выданы и в фойе уменьшили свет, Яков Менелаевич вспомнил: эти чистые глаза, этот уверенный взгляд он видел в Таганской тюрьме в 1922 году, когда и сам сидел там по пустяковому делу."  (Илья Ильф и Евгений Петров "Двенадцать стульев")

Взорвали Таганскую тюрьму во времена хрущевской оттепели в 1958году. Четырехэтажное здание тюрьмы было разрушено. Об этом даже спел Владимир Высоцкий:  "Разломали старую Таганкую. Подчистую и ко всем чертям!.." О Таганке слагали тюремные песни, а в самой Таганке писали песни свободы, песни революции. Например, в этих стенах  была сложена песня "Смело, товарищи, в ногу!".  После того как  большинство корпусов тюрьмы снесли, на её месте было построено несколько жилых пятиэтажных домов. В народном творчестве Таганская тюрьма навсегда оставила свой след песней «Таганка»:

Цыганка с картами - дорога дальняя,
Дорога дальняя - казенный дом.
Быть может, старая тюрьма центральная
Меня, парнишечку, по новой ждет.

Припев:
Таганка! Все ночи, полные огня!
Таганка! Зачем сгубила ты меня?
Таганка! Я - твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант в твоих стенах.

Я знаю, милая, больше не встретимся -
Дороги разные нам суждены.
Опять по пятницам пойдут свидания,
И слезы горькие моей родни.

«Другие достопримечательности…»  

Сейчас район Таганки изобилует монастырями и церквями. Увы, но никакой благости от этого не ощущается. Может быть, это происходит оттого, что по своему прямому назначению эти богоугодные заведения работают совсем недавно.

 В течение долгих десятилетий их роль была совершенно иной. В послереволюционные 1920-1930-е годы в ближайших к Таганке монастырях - Новоспасском и Покровском разместили детские приемники для беспризорников. Фактически, они продолжали тюремную традицию Таганки. Не желавшие мириться с заточением беспризорники часто убегали. Совершали различные мелкие преступления.  Поэтому район Таганки в те времена считался самым криминальным.


Зато сейчас Таганку называют "русским Лас-Вегасом". Здесь самая большая в столице концентрация дорогих казино и ювелирных магазинов на квадратный метр.
Таганской тюрьмы давно уже нет, а вот огня, сомнительной романтики и прочих атрибутов, известных рядовым гражданам по телесериалам из жизни воров в законе, по-прежнему навалом... Интересно, что первое легальное игорное заведение  «Купеческий клуб», где, по слухам, завсегдатым был покойный предприниматель первой волны Кивелиди, - появилось именно на Таганке.

До недавнего времени Таганка имела еще один символ - Птичий рынок. Здесь собиралась купить-продать животных вся Москва. В выходные дни в троллейбусы, автобусы и трамваи невозможно было сесть. Птичий рынок появился в середине 30-х годов, тогда это была окраина Москвы. Увы, «Птичка» а именно так нарекли её москвичи, тоже имеет свой криминальный уклон. Что там только не творилось. Покупали и перепродавали несчастных кошек и собак, предварительно перекрасив несчастных животных. Некоторые «предприниматели» не гнушались обкалывать животных всевозможными наркотиками, дабы те небыли агрессивными.  Неудивительно, что зачастую через несколько дней они умирали. Животных, которых перекупщикам не удавалось «выгодно продать» попросту выбрасывали неподалеку от рынка. Жители прилегающих к «Птичке» домов много раз жаловались на происходящее. И только после того как ряд СМИ наглядно показал и рассказал об изуверствах,  власти были вынуждены принять меры.  Сейчас «Птичий рынок»  перенесли и снова на окраину, но уже на 14-й километр МКАД.

«Легендарный театр»

Пожалуй, не один театр не имеет такой истории как «Театр на Таганке». Судьба «Таганки» никогда не была легкой. В 1964 году в Московский театр драмы и комедии, расположившийся на Таганке, пришел новый главный режиссер - артист театра им. Евг. Вахтангова, педагог театрального училища им. Б. В. Щукина, Юрий Петрович Любимов. Пришел со своими учениками и с их дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» Брехта. Этот спектакль стал символом молодого театра. Кстати, он идет в нем по сей день. Вскоре театр сменил первоначальное, название и стал именоваться по месту своего жительства - «Театр на Таганке», в обиходе — просто Таганка. Вскоре этот театр стал оплотом свободомыслия и находился в авангарде театрального процесса. Обаяние студийности, азартной и умной игры, легкой и выразительной условности сразу пленило москвичей. Развивая традиции В.Мейерхольда, Е.Вахтангова, Б.Брехта, разрабатывал новый сценический язык, находил все новые формы сценической литературы (поэтический театр, театр прозы, сценическая публицистика). Спектакли театра отличались студийной спаянностью, открытым гражданским пафосом и активным контактом с публикой. Среди постановок Любимова - "Десять дней, которые потрясли мир", по Д.Риду, "Павшие и живые" по В.Розову, "Послушайте!" по В.Маяковскому, "Тартюф" Мольера, "Гамлет" Шекспира, "Деревянные кони" по Ф.Абрамову, "Мастер и Маргарита" по М.Булгакову, "Обмен" и "Дом на набережной" по Ю.Трифонову, "Поэт Владимир Высоцкий" (постановки 1981 и 1988 годов).
В этом театре работали такие режиссеры С.Арцибашев, А.Вилькин, Л.Глаголин, ставили спектакли А.Эфрос и А.Васильев.  В 1984 году из-за постоянных конфликтов с партийным руководством и Министерством культуры Юрий Любимов ушел из театра и уехал из страны. Вследствие этого он был лишен гражданства. Многие помнят прекрасный фильм Леонида Филатова «Сукины дети». Но мало кто знает, что основан он на реальных событиях происходившие в те дни, когда Любимова вынудили уйти из театра. После отъезда Любимова главным режиссером был назначен Анатолий Эфрос, поставивший "У войны не женское лицо" по С.Алексиевич, "На дне" М.Горького, 2-ю редакцию "Вишневого сада" Чехова, "Мизантроп" Мольера. После смерти Эфроса главным режиссером стал Н.Губенко (1987-1989).  Уже во времена Горбачева, перестройки и гласности  в 1989 году Ю.Любимов, вернувшись, вновь возглавил театр. С его приходом были возобновлены спектакли, запрещенные ранее и поставлены новые: "Маленькие трагедии" А.Пушкина, "Самоубийца" Н.Эрдмана, "Доктор Живаго" по Б.Пастернаку.  А в 1993 году театр разделился на две труппы: Театр на Таганке под руководством Любимова и "Содружество актеров Таганки" под руководством Н.Губенко, открывшееся в 1994 году спектаклем "Чайка" А.Чехова.  В труппе театра в разное время работали И.Бортник, В.Высоцкий, Н.Губенко, А.Демидова, Т.Жукова, В.Золотухин, М.Полицеймако, Н.Сайко, З.Славина, В.Смехов, И.Ульянова, С.Фарада, Л.Филатов, Б.Хмельницкий, и многие другие именитые артисты - бунтари.  Сломить волю создателя Таганки, погасить творческий запал коллектива никому еще не удалось, и вряд ли это возможно. Неутомимый Любимов, патриарх российской режиссуры, уже перешагнувший рубеж 80-летия, ставит «Фауста» и поэзию обериутов, окружает себя молодежью и ловит ритмы нового дня.

Сейчас Таганский район переживает второе рождение. От деревянных двухэтажных домов, что еще лет 30 - 40 назад в немалом количестве присутствовали в этой части города, не осталось и следа. Облик Таганки поменялся до неузнаваемости. Ныне это современный и достаточно престижный для проживания центральный район Москвы. Да и криминала в этом некогда легендарном районе не больше чем в других.

                                                                                                      Катерина РОМАНЕНКОВА

 

 

Категория: Творческие находки | Добавил: zapiski-rep (09.08.2009)
Просмотров: 3364 | Рейтинг: 4.0/4 |
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Категории каталога
Новые материалы [19]
Творческие находки [144]
Репортаж исподтишка [40]
Интервью с намеком [109]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Записки журналистов памяти Никиты МихайловскогоПамяти Игоря Красавина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz