Суббота, 27.04.2024, 19:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Записки журналиста
Главная » Статьи » Творческие находки

Мария Максакова: В ожидании иностранного мужа.
Старый абажур высвечивает бледное пятно на овальном столе, где разложены свидетельства времени - фотографии: желтоватые, с неровными краями - это бабушка, черно-белые - мамины кинопробы, и современные, художественные, на которых юная девушка гармонично вписывается в изящный корсет начала века. Маша Максакова - дочь известной актрисы Людмилы Максаковой и внучка легендарной оперной певицы Марии Петровны Максаковой стала продолжательницей знаменитого рода, избрав своей судьбой оперное искусство.

Попасть в книгу рекордов Гиннеса


- Сейчас немало творческих династий: Михалковы, Кончаловские, Суриковы… Если у меня будет ребенок, и он решит тоже заниматься искусством - это будет уже четвертое поколение прямых наследников рода Максаковых - тогда мы, возможно, попадем в книгу рекордов Гиннеса. Пожалуй, ради такого соблазна стоило бы даже плюнуть на его личное развитие и насильно усадить за фортепиано - научить владеть инструментом можно даже зайца. Вот с голосом посложнее: либо он есть, либо нет… Мне в этом отношении повезло, спасибо бабушке…

Божественный голос Маруси


Основательница творческой династии Мария Петровна Максакова родилась в 1902 году в благополучной семье служащего Волжского пароходства Сидорова. Но так получилось, что семья рано лишилась кормильца и восьмилетней Маше - старшей из детей пришлось зарабатывать деньги. Она пошла петь в церковный хор, за что получала аж целый рубль в месяц. К семнадцати годам Мария настолько овладела голосом, что ее зачислили в труппу Астраханского театра оперы, где доверили исполнять вторые главные партии. В это время в Астраханскую оперу приехал на гастроли знаменитый баритон, оперный антрепренер Максимилиан Карлович Максаков. Сам он был родом из Австрии, и так как богатырским ростом он не отличался, что для баритона в то время было непростительно, сделать достойную карьеру в театре не мог. Поэтому он и создал антрепризу. Максимилиан Карлович приметил худенькую голосистую девушку, но сразу же категорически заявил: "Голос у тебя замечательный, но петь ты не умеешь". Маруся осерчала и поехала прослушиваться в Петроградскую Консерваторию… где получила точно такое же резюме. Огорченная, девушка вернулась к Максакову.

- Не знаю, можно ли трагедию назвать удачей? Но именно то, что в это самое время Марк Карлович овдовел, сыграло решающую роль в судьбе моей бабушки. По легенде его жена перед смертью сказала: "Маруся хорошая девочка, женись на ней". Так он и поступил, пообещав из бабушки сделать настоящую певицу. Тогда ему было пятьдесят лет, а ей всего восемнадцать.

И действительно, через три года Мария Максакова дебютировала в Большом театре с партией Амнерис в опере "Аида", да так успешно, что на долгие годы стала ведущим голосом этой сцены. Правда, однажды повздорив с руководством, Мария два сезона выступала в Мариинке…но это ее популярности ничуть не повредило. Бог справедлив, и если он дает успех в карьере, он отбирает личное благополучие. На исходе 16 лет счастливого брака умирает муж, учитель и друг Марии Петровны, через год, выдержав траур, она выходит замуж за советского дипломата Я. Х. Довтяна, выезжает с ним заграницу… Однажды после блистательного концерта в Колонном зале супруги возвращаются домой и встречают у порога "черный воронок". Больше Мария Петровна своего мужа не видела никогда.

- Два года бабушка сидела на чемоданах и вздрагивала от каждого шороха за дверью. Из энергичной хохотушки с дерзким характером она превратилась в угрюмую, молчаливую, напуганную женщину. А потом в утешение в 1940 году родилась моя мама. Кто был ее отцом так и оставалось тайной до самой смерти бабушки. Отчество записали Васильевна…Бабушка была страшно напугана, потому что на самом деле отцом ее ребенка был баритон Большого театра Александр Волков, который через два года после рождения дочери эмигрировал в Америку - такого бы Советская власть бабушке не простила бы.

Маленькая Людмила Максакова так толком и не поняла, что ее мать прима Большого театра, она лишь раз видела, как стоя рукоплещет публика ее знаменитой родительнице - это был прощальный концерт, именитую певицу отправили на пенсию в самом расцвете творческих сил, когда ей не исполнилось и пятидесяти лет. Но нет худа без добра - именно этот факт принес певице всенародную популярность.

- Оставшись не у дел, бабушка стала петь народные песни и разъезжать с ними по стране. Зарабатывая деньги, она приумножала популярность. Из каждой радио-тарелки звучал ее голос - такая известность нынешним поп-звездам и не снилась!

Безотцовщина


С точностью до наоборот сложилась карьера Людмилы Максаковой - творческий подъем пришелся на вторую половину жизни. После школы по наставлению Марии Петровны Людмила пошла поступать на переводчика в институт Морриса Тореза, а по пути зашла в Щукинское училище и сразу поступила туда. Довольно рано выйдя замуж за талантливого художника-графика Андрея Збарского, сына знаменитого врача, который бальзамировал тело Ленина, Людмила Васильевна родила сына. Но очень скоро муж иммигрирует в Америку… а Людмилу почему-то перестают приглашать в кино.

- Есть такое понятие "дети отрабатывают карму своих родителей" - иммиграция мужа в Америку помешала карьере и бабушки и мамы, очень надеюсь, что меня эта участь минует.

И снова фантазер-судьботворец путает карты, посылая Людмиле Васильевне в качестве второго мужа иностранца.

- Мой отец из очень хорошего польского рода, во время войны его родители убегая из Польши, сожгли все, включая семейный герб. В конце концов, осели в ФРГ - знали бы, что так получится, семейные реликвии сохранили бы. Бабушка и дедушка были идеальной парой: он - занимался парапсихологией, она - налаживала культурные отношения с Россией, очень дружила с Фурцевой. Мой отец физик и приехал в Россию, как представитель фирмы Сименс. Однажды на дне рождения общих знакомых он встретил мою маму, вечером пошел ее провожать до дома и сразу же, возле порога сделал ей предложение. Мама была в шоке, на брак с иностранцем она не могла так сразу решиться. Но отец проявил завидную настойчивость, да и к маминому сыну Максиму он относился с большой любовью.

Через год эта романтическая история все-таки закончилась браком. Правда и этой паре не удалось избежать проблем - Советская страна по-прежнему отгораживалась от мира "железным занавесом", и ее не радовало, что этот "занавес" раздвигался в супружеской спальне. Игенбергсу Петеру Андреасу отказали в визе в Советский Союз.

- В это время бабушка уже лежала больная, Макс был маленьким - все это "свалилось на голову" маме. Отчаявшись, она позвонила в приемную Громыко и сказала: "Если вы сейчас же не дадите визу моему мужу, то я напишу записку, что у меня Народная, дважды награжденная орденом Ленина мама лежит-умирает, и сын малолетний плачет, а сама поднимусь на девятый этаж своего дома и выброшусь из окна". Почему-то это отчаянное заявление смутило Громыко, и буквально на следующий день отцу дали визу. На этом проблемы не закончились - сначала не выпускали из страны маму, потом Макса, а когда, наконец, собрали все визы, родителей в аэропорту арестовали - на Максе была модная майка, отпечатанная, как газета, таможня почему-то решила, что таким образом они хотят вывезти секретную информацию о стране. Майку оставили в аэропорту и потом всю дорогу шутили - мама уже была беременна мною - что если родится мальчик, его назовут Авир, а если девочка - Виза. Слава Богу, что меня назвали Машей в честь бабушки, а то бы не известно, как сложилась моя судьба…

Виза Петровна Максакова


То, что она дочь известной актрисы Маша никогда не ощущала. До шести лет она жила на даче с многочисленными нянями и гувернанткой-француженкой. Ее все-время навещал папа, а мама приезжала по праздникам с шумным хороводом гостей. Зато праздники удавались на славу: с песнями, играми, лотереями, подарками. Брошенной девочка себя никогда не чувствовала. Когда Машенька приехала в Москву, она поступила в школу, где учились дети музыкантов и певцов с мировыми именами, поэтому ощущения собственной исключительности не было. Инициатором того, чтобы дочка занималась музыкой, был папа. Мама в искупление того, что не выполнила наказ своей матери и не поступила в институт Морриса Тореза, настраивала дочь именно на это образование.

- К тому, что я по шесть часов в день просиживаю за фортепиано, мама относилась не серьезно, она считала, что концертмейстер - это не профессия, другое дело переводчик! Чтобы ее не расстраивать я поступила в ее вожделенный институт… Но через год поступила еще и в Гнесинское училище. Папа всегда мне говорил, что единственный способ чего-то добиться в жизни - хорошо учиться. И я училась: хорошо и легко. Сейчас я владею четырьмя иностранными языками, заканчиваю Юридическую академию. Зачем мне это надо? Я понимаю, что голос - это хрупкий инструмент и помню, на примере своей бабушки и мамы, что карьера артиста зависит не только от его таланта, но и от многих обстоятельств - во всяком случае, я всегда смогу себя обеспечить.

Маша Максакова полная теска своей бабушки Марии Петровны, видимо, поэтому она унаследовала любовь к оперному искусству, а не к драматическому театру. Да и кино ее никогда не привлекало - мама не тянула дочку на съемочную площадку, как это делают многие сердобольные родители-актеры. Лишь однажды Светлана Дружинина пригласила маму и дочку Максаковых попробоваться на роль Екатерины Великой - маленькой и взрослой. В тайне от отца сделали пробы, а потом решили, что ничего путного из этого не выйдет - Маша уже тогда "болела" оперой. Возможно, пройдут годы, и на сцену Большого театра снова выйдет Мария Максакова - внучка Марии Максаковой. Ну а что касается личной жизни - Маша пока не замужем, видимо предписанный ей кармой муж-иностранец пока не доехал до суровой страны под загадочным названием Россия…
 
                                                    Подготовили Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА


ДОСЬЕ:


Максакова Мария Петровна

(1902-1974)


Русская певица (лирическое меццо-сопрано); работала в оперной труппе Астрахани (1919-1923), С 1921 ученица М. К. Максакова. В Большом театре (1923-1925, 1927-1953), в Ленинградском академическом театре оперы и балета (1925-1927); педагог.
Народная артистка СССР (1971).
Государственные премии СССР (1949, 1951).
Государственная премия СССР (1946).
Награждена 2 орденами.
Самые известные партии: Марина Мнишек, Марфа ("Борис Годунов", "Хованщина" М.П. Мусоргского), Кармен ("Кармен" Ж. Бизе). Первая исполнительница партии Алмаст ("Алмаст" А.А. Спендиарова).
Выступала и как камерная, концертная певица.
С 1935 гастролировала за рубежом.

Максакова Людмила Васильевна


Родилась 26 сентября 1940 г. в г.Москве.
Мать - Максакова Мария Петровна (1902 г.рожд.).
Муж - Игенбергс Петер Андреас (1937 г.рожд.).
Дети - Максаков Максим Андреевич (1970 г.рожд.), Максакова-Игенбергс Мария Петровна (1977 г.рожд.).
Окончила Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина (1957-1961 гг.).
В театре имени Евг.Вахтангова с 1961 года.
Народная артистка РСФСР (1980),
лауреат Государственной премии 1995 года за спектакль "Без вины виноватые",
лауреат премии Станиславского за спектакль "Пиковая дама",
награждена орденом "За заслуги перед Отечеством",
член Союза театральных деятелей (с 1962 г.),
член Союза кинематографистов (с 1970 г.).
Среди ее лучших ролей в театре - Маша в "Живом трупе", Адельма в "Принцессе Турандот", Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты"), Жорж Санд ("Лето в Ноане"), Анна Каренина (в постановке Романа Виктюка), Паола ("Дама без камелий").
Снималась в фильмах "Жили-были старик со старухой" Чухрая, "Татьянин день" Анненского, "Неподсуден" Ускова и Краснопольского, "Плохой хороший человек" Хейфеца, "Осень" А. Смирнова, "Отец Сергий" Таланкина, "Летучая мышь" Фрида, "Поездки на старом автомобиле" Фоменко, "10 негритят" Говорухина, "По главной улице с оркестром" П.Тодоровского, "МУ-МУ" Ю.Грымова.

Мария Петровна Максакова


Дата рождения: 24.07.1977
Образование: РАМ им. Гнесина,
Работа в театре: "Севильский цирюльник" Россини , Розина , Сперанский , 1800 , 1999 г.
Работа в кино: "Сибирский цирюльник" , институтка , Н. Михалков , 1800 , 1998 г.
Работа на телевидении: "К славе" , Лидочка , Белинский , 1800 , 1999 г.
Профессиональные навыки: вокал, танец, фортепьяно
Иностранный язык: английский, итальянский, немецкий, французский
 
Категория: Творческие находки | Добавил: zapiski-rep (12.01.2009)
Просмотров: 6491 | Рейтинг: 0.0/0 |
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Категории каталога
Новые материалы [19]
Творческие находки [144]
Репортаж исподтишка [40]
Интервью с намеком [109]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Записки журналистов памяти Никиты МихайловскогоПамяти Игоря Красавина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz