Суббота, 18.05.2024, 19:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Записки журналиста
Главная » Статьи » Творческие находки

Соло на двоих – Запашные: Чтобы брата не слопал тигр.
Эдгард и Аскольд Запашные – младшие, но уже знаменитые представители прославленной цирковой династии. Мастера на все руки: и дрессировщики, и жонглеры, и наездники… Глядя, как легко, с шутками и усмешками они выполняют сложнейшие трюки, кажется, что цирк для них – увлекательный аттракцион, а хищники – милые, домашние питомцы. А может быть так и есть – ведь о братьях говорят, что «они родились в опилках»?

Наследники династии


Династия Запашных уходит своими корнями в глубь истории. Еще прадед нынешних героев, немец Карл Томсон был клоуном и музыкальным эксцентриком – в девятнадцатом веке он приехал в Россию, да так и остался. Бабушка, Лидия Карловна с пятнадцати лет работала на манеже наездницей и гимнасткой. Дед, Михаил Запашный поначалу к цирку не имел никакого отношения, с малолетства он подрабатывал грузчиком в городе Ейске, там его и приметил знаменитый Иван Поддубный и переманил в цирк – Михаил Запашный стал работать в жанре французской борьбы, а позже в качестве силового акробата. С него и началась цирковая династия Запашных. Его сыновья, братья Вальтер и Мстислав начали работать в цирке еще до войны, одному было шестнадцать лет, а второму шесть.

О сыновьях Вальтера Запашного Эдгарде и Аскольде говорят: «Они родились в опилках». Первый, Эдгард появился на свет, когда его отец работал на арене, от переизбытка эмоций тот выскочил на улицу и выпустил в небо целую обойму холостых патрон. А потом вернулся к своим тиграм заканчивать номер. Событие отмечали всем цирком до утра - на рассвете счастливый отец отправился в роддом, а его коллеги-артисты готовиться к дневному спектаклю.

Второй сын явился миру благодаря усилиям международной взаимопомощи. В тот момент, когда маме приспичило рожать, акушерки не спеша «баловались чайком» - на помощь женщине пришли студенты-негры, проходившие в это время практику в роддоме. Имя Аскольд досталось мальчику не сразу, на семейном совете обсуждались так же Ричард, Октавиан, Зигфрид. Традиционно артист цирка должен носить красивое благозвучное имя, поэтому цирковых детишек не принято называть Машами и Ванями, тем более, когда такая звучная фамилия.

Этим двум событиям предшествовало еще одно, не менее важное - знакомство их родителей. Стоит упомянуть, что у Вальтера Михайловича это второй брак. Первая жена Марица Запашная, единственная женщина-укротительница в России, работающая с тиграми и пантерами, в настоящее время передает свой номер с «кошками» дочери, Марице Запашной-младшей. А Татьяну Вальтер встретил в Твери, во время гастролей. Влюбился сразу и, чтобы поразить девушку, пришел на первое свидание с тигром на поводке. Желаемый фурор он, конечно, произвел, но чтобы окончательно завоевать сердце избранницы артисту еще пришлось немало постараться – это не шутка: предлагать руку и сердце девушке на 28 лет моложе. Родственники Татьяны были не в восторге от предстоящего брака, однако дело закончилось тем, что все они стали кочевать вместе с цирком: и мама, и отец, и старшая сестра Татьяны: цирк – дело заразное. «Вскоре мама стала работать с отцом на манеже, - рассказывает старший из братьев, Эдгард, - а дед Василий помогать отцу по технической части, быстро привык к хищникам и слишком расслабился. Как-то решил похвастаться перед своими друзьями, что может погладить тигра – один зверь был совсем ручным – дед подошел, сунул руку в клетку, и погладил … не того тигра. Тигр сразу же вцепился в руку, набросились и остальные хищники. Несколько минут они его рвали. Прибежали люди, деда вытащили, но руку он потерял, а на следующий день скончался в больнице от газовой гангрены».

Обезьяны опаснее тигров


С трагедии началась работа с хищниками и у Вальтера Запашного, когда больше сорока лет назад он сменил профессию акробата на дрессировщика, ему досталась тигрица Багира, ужасно строптивая: по слухам, от ее клыков погиб ни один человек. На первом же представлении тигрица вцепилась Запашному в шею, тот вместо того, чтобы попытаться освободить голову из тигриной пасти, затолкнул ее поглубже – хищница инстинктивно разжала челюсти. Зрители навсегда запомнили представление. Дрессировщик попал в реанимацию, а потом еще десять лет проработал с этой тигрицей. «Я сам не видел, но знаю, что хищники сильно порвали ноги нашей маме, когда она помогала отцу. - Продолжил эту страшную тему Эдгард, - У нас есть тигр Мартин, шесть лет назад мы его приобрели в нижегородском зооцирке, он был очень слаб, практически погибал. Целый год Мартин жил у нас дома, спал со мной. В комнате, где он обитал, не было вообще ничего, потому что все, что туда вносилось, портилось в течение следующих пятнадцати минут. Он содрал обои, поднял паркет, сорвал подоконник, вообще уничтожил все что можно. Мартин подрос, и его игры стали опасны, ему подбежать, укусить, махнуть лапой - это игра, а на теле человека остаются увечья. Перевели его в цирк, сейчас он работает в программе, совсем ручной – но ты попробуй подойти к нему, когда он ест…».

Ребята признались, что и у них есть «трофейные отметины на теле»: у Аскольда шрам на лице от тигра и на руке от обезьяны, у Эдгарда – шрам оставленный львом на спине и несколько отметин от обезьян. «Да, обезьяны порой опаснее хищников, - добавил Эдгард, - Самец по кличке Парис отстаивал свое право быть вожаком: порвал нашего служащего, набросился на моего брата, оставив огромный шрам на руке. Однажды обнял меня и заглянул в глаза – это знак борьбы за лидерство, мы случайно встретились взглядами, он воспринял это, как вызов и бросился меня рвать – я ничего не мог сделать, от любого моего замаха, он успевал увернуться и меня укусить, а клыки у него по четыре сантиметра. И представляете, я – девяностокилограммовый дрессировщик тигров удирал от двадцатикилограммовой обезьянки. Мне наложили двадцать швов, я не мог ходить, и мой брат два месяца носил меня по дому на руках».

А девушки потом


Можно подумать, что опасность и серьезные травмы способны навсегда отбить желание заниматься этой профессией, но для цирковых артистов – это своеобразный коктейль из адреналина и желания пересилить себя, свой страх, воспитание собственного характера, которое начинается еще в детстве. А детство наших героев проходило в цирке, любовь к которому им прививал отец весьма оригинальным способом – попросту туда не пускал, наказывая таким образом за непослушание или плохие отметки. Отцовская психология оказалась верной – запретный плод всегда сладок - мальчишкам и в голову не могло прийти, чтобы выбрать какую-нибудь другую профессию. Поэтому учиться они старались хорошо, несмотря на бесконечные кочевки по стране и смены школ по несколько раз в год. Примечательно, что мальчиков отдали в первый класс одновременно, хоть Аскольду на тот момент не исполнилось и шести лет. Расчет родителей был прост – вдвоем ребятам проще привыкать к новым школам, новым друзьям, да и давать сдачу двумя парами кулаков всегда сподручнее.

С малых лет отец обучал ребят цирковому искусству: акробатике, эквилибру, жонглированию и дрессуре, готовил их к работе на манеже. Когда мальчикам было шесть и семь лет, они упросили отца первый раз пустить их в клетку к хищникам. «Мы хотели похвастать перед сверстниками, которые сидели в зале. Мы обняли отца за ноги, практически повисли на нем, и он, как терминатор пошел среди тигров. Животные смотрели на нас, не отрываясь, ведь для них дети – это добыча, они чувствуют слабых. Но тогда мы были под сильной защитой отца и мамы и даже не испытывали страх, скорее волнение и даже восторг». «На самом деле чувство страха, - продолжил тему Аскольд, - это один из защитных человеческих инстинктов, который помогает нам выживать. Когда ты видишь, что на тебя идет животное, и ты понимаешь, что оно идет тебя убивать, то становится действительно страшно. Есть чувство страха за свою жизнь, за жизнь брата, но это чувство не должно быть бесконтрольным, чтобы страх не перерос в панику. Мы работаем вдвоем и постоянно следим за поведением животных, подстраховывая друг друга. Вряд ли ты сможешь жить с мыслью, что брата порвали из-за того, что ты где-то недоглядел. Конечно, есть еще страховка – на каждом представлении рядом с клеткой стоят наши папа и мама, еще два дрессировщика – они в любой момент готовы вбежать в клетку и рисковать собственной жизнью, чтобы спасти наши. Есть брандспойт с напором воды в шесть атмосфер, есть, наконец, холостое оружие – но все это вторично, потому что требует времени, а рядом только брат, от которого зависит моя жизнь. Брат для меня святое. Да, мы живые люди, каждый со своим характером, эмоциями, мы можем поругаться дома и даже не разговаривать день-два, но это никак не скажется на работе в манеже. Лет в пятнадцать мы дали друг другу клятву – никогда не расставаться, и, как видите, до сих пор вместе» . Запашные признались, что даже девушки не способны разрушить их братской любви – будущим избранницам придется смириться с тем, что жить братья собираются по соседству, дверь в дверь, и ходить друг к другу в гости без стука и приглашения.

Но вернемся к биографии братьев Запашных. По окончании школы, мальчики вместе с родителями уехали в Китай – в тяжелый для страны и цирка 1991 год семье был предложен выгодный контракт на несколько лет, который позволял им спасти от голодной смерти всех своих животных. Специально для Запашных китайская сторона построила большой летний цирк в Сафари парке, близ города Шень-Чжень - эдакого азиатского Лас-Вегаса. Юные Эдгард и Аскольд работали три номера. Кстати, именно во время выступлений в Китае братья стали блондинами, чтобы отличаться от китайцев во время ежедневного «парад-алле». Имидж пришелся всем по вкусу и сегодня является визитной карточкой Запашных. И это не единственное «китайское приобретение» братьев – там Запашные увлеклись спортом, стали качать мускулы и серьезно заниматься китайским языком. В большей степени для того, чтобы общаться с местными девушками. Первая любовь и первые взрослые отношения у братьев были именно с китайскими девушками. «Но, - как шутят Запашные, - в нашем роду наиболее удачные браки – вторые, поэтому первую женитьбу мы решили пропустить. Может быть, просто еще не встретился близкий по душе человек, женщина, которая стала бы дороже, чем работа». Такой женщиной, по определению братьев, может быть любая: голубоглазая блондинка, или знойная негритянка, главное, чтобы она умела себя преподнести и была сама себе интересна. «Скажу честно: чтобы мне понравиться - меня нужно поразить, - отметил Аскольд, - Я люблю людей за их поступки, у каждого из нас куча недостатков, и если человек с этими недостатками борется – он достоин уважения. Если девушка полная, и ради меня похудела, значит, она хочет нравиться, уважает себя и у нее есть воля. Это поступок – и за него я могу полюбить. А когда люди начинают кричать: «Люби меня такой, какая я есть», - то это меня просто бесит. А вообще, мне нравится, когда девушка хорошо танцует». «И когда сохраняет свою индивидуальность, - добавил Эдгард, - не становится жертвой моды, а создает свой собственный стиль».

Кошачьи забавы


Несмотря на то, что сегодня Эдгард и Аскольд живут по принципу «Первым делом самолеты…» вниманием девушек-поклонниц они не обделены. Это не удивительно, ведь в программе Цирка на проспекте Вернадского выступления Запашных занимают добрую половину. Смешные дрессированные обезьянки задают темп любой программе, они веселые и непослушные, как дети, любят отлынивать от работы именно во время представления, понимают, что на глазах у публики их не накажут. Еще один номер – наездники-жонглеры. Для братьев Запашных профессиональные выступления начались именно с этого номера. Когда лошадь – твой живой пьедестал, можно показать, на что ты способен, чего ты сам добился. Жонглирующие несчетным количеством булав, шаров или горящих факелов, Эдгард и Аскольд выглядят лихими наездниками. Но самым знаменитым аттракционом, конечно же, является номер с хищниками: восемь полосатых красавцев тигров и три громадных льва в одной клетке – зрелище, от которого перехватывает дыхание. Из собственного рта Аскольд спокойно кормит льва мясом, и тот аккуратно принимает угощение своими клыками. Однажды, правда зверь приложил своего кормильца по щеке лапой… Эдгард, взвалив на свои плечи 215-килограммового рычащего льва, проходит с ним несколько шагов по арене. Во время репетиции трюка, спрыгивая вниз, лев оставил глубокую царапину на спине дрессировщика. Один трюк даже занесен в Книгу рекордов Гиннеса – его так никто и не осмелился повторить: лев прыгает с одной площадки на другую с дрессировщиком на спине. Лев – трехсоткилограммовый Майкл, редкой карибской породы, назван так в честь Майкла Джексона, которого очень любят братья. Еще его называют «летающий пельмень» за леность и спокойный нрав. На арене устанавливаются два прочно закрепленных металлических колеса в рост человека метрах в трех друг от друга. Строптивого громадину Майкла Эдгард уговаривает подняться, что-то мурлыкнув ему на ухо, тот нехотя забирается на площадку, верхом на него – Аскольд. Отрывистая команда, и лохматый хищник перескакивает вместе с наездником на противоположное колесо… Невольно вспоминается мультфильм про Маугли, но шквал аплодисментов возвращает в цирк.

Глядя, как запросто, не повышая голоса, одними взглядами и тоненькими тросточками с кисточкой на конце эти парни управляют мощными хищниками, не удивляешься, что возле цирка их поджидает толпа девушек-поклонниц. Совсем как эстрадных звезд. К сожалению, даже именитые цирковые артисты редко становятся звездами – нет денег на рекламу и раскрутку. Запашным повезло, возможно, благодаря энергии и молодости. Но эта популярность не сравнима с популярностью эстрадных артистов. Посудите сами: несмотря на весьма несолидный возраст Эдгард и Аскольд являются обладателями многочисленных призов «Золотая тройка», «Золотой лев», «Лучшие цирковые артисты 1997 года», Национальной премии «ЦИРКЪ»… А в 1999 году ребятам присвоили звание «Заслуженных артистов России» - Эдгарду на тот момент исполнилось всего 23 года, а Аскольду 21 ! А впереди – планов громадье. Братья мечтают создать грандиозное представление, технически сложное, с различными спецэффектами, новейшим световым и музыкальным оформлением, с участием львов и тигров по мотивам одного из рыцарских романов. Конечно, сами бы они стали главными героями. Есть еще мечта: приобрести животных-альбиносов, белых тигров и львов – это большая редкость и страшно дорогая роскошь. Осуществление этих планов упирается в финансовый вопрос, но Запашные не отчаиваются, их девиз «Следовать за своей мечтой и тогда успех непременно к тебе придет».

К сожалению, исполнение этих планов зависит не только от упорства артистов. Более того, Российский цирк, лучший цирк в мире, может растерять свои золотые кадры.

Наш дядя самых честных правил…


*** Когда на месте «Союзгосцирка» возник «Росгосцирк», самостоятельность удалось сохранить лишь нескольким коллективам: Санкт-Петербургский, Казанский, Московский цирк на проспекте Вернадского подчинены напрямую Министерству культуры; Цирк Никулина на Цветном бульваре в Москве стал частным. Эти коллективы имеют финансовую самостоятельность, собственные труппы и возможность выбирать, кого из артистов приглашать с номерами в свою программу. Почти 50 оставшихся цирков и несколько тысяч артистов — находятся в подчинении «Росгосцирка».

Два года назад на должность генерального директора Росгосцирка назначен Мстислав Запашный, дядя наших героев. ***


«Больше сорока лет назад отец и дядя, работавшие ранее в дуэте поссорились, - рассказывает Эдгард.- Причина их разрыва мне не известна, но с тех пор каждый идет своим путем. Не удивительно, что теперь для нас настали не лучшие времена. Мы, конечно уважаем его, как артиста и считаем бесспорно талантливым, так же, как и его сына Мстислава Запашного-младшего. И, наверное, не честно высказывать обиды. Но если бы они были личными и необъективны… Судите сами: за это время Мстиславом Михайловичем проводится активная политика протежирования собственной жены и сына, на переоснащение одного аттракциона сына была истрачена пятая часть выделенных Росгосцирку средств на все коллективы страны. Для него же построен в Москве цирк-шапито, который заполняется меньше, чем на половину. Параллельно идут массовые увольнения артистов, расформировывают уникальные номера. Большинство директоров цирков, которые выступили против М.М. Запашного уволены. Активно дядя взялся и за нас. Закрывают аттракцион Марицы Запашной с пантерами, первой жены нашего отца, мотивируя пенсионным возрастом дрессировщицы. Чтобы спасти номер ее дочь, рискуя жизнью, работает с непривыкшими к ней хищниками. Непонятная история происходит и с нашими гастролями: наш график выстраивают так, что мы попадаем в города России следом за гастролями популярных коллективов: театральных или эстрадных. Небогатая провинция, отдав свои скудные накопления за билеты, допустим, «Фабрики звезд», уже не в состоянии пойти на наше представление. Таким образом, зал остается полупустым – хороший повод для упреков руководства. А с зарубежными гастролями вообще произошел казус: одной из ведущих артисток нашего цирка заинтересованный зарубежный импресарио пожаловался, что никак не может заполучить нас на гастроли, мол в Росгосцирке всегда отвечают, что мы работаем за границей. На самом же деле вот уже второй год мы не выезжали из России. Практически, нам срывают гастрольную деятельность, не дают зарабатывать деньги, хоть отчисления «наверх» требуют немалые. За одни только гастроли по Москве мы перечислили Росгосцирку более ста тысяч долларов. Сильно расстроило нас последнее событие: мы давно мечтали о животных-альбиносах. Китайские друзья, с которыми мы отработали несколько лет, предложили нам таких хищников, и Росгосцирк приобрел их… для Мстислава Запашного-младшего. Причем сделку оформили, как подарок! Если об этом узнает китайская сторона будет скандал – у представителей этой нации не в традиции делать такие подарки.

Увы, все это ведет к развалу цирка, сейчас идет повальное бегство наших артистов за границу. Мы тоже написали заявления об увольнении, но нам их не подписали. Боюсь, что это только отсрочка. У нас несколько предложений из-за рубежа, и, хоть мы и являемся патриотами своей страны, но другого выхода пока нет.»


А нам, российским зрителям остается только надеяться, что за время этих «подковерных битв» наш лучший цирк в мире не растеряет всех своих талантливых артистов, что «где-то там, наверху», в Министерстве культуры или даже выше повернут свои очи в сторону сложившейся ситуации и расставят всех по местам: народных и заслуженных артистов на арену, грамотных менеджеров в управленческие кресла, а пенсионеров нянчить внуков и готовить смену.

ДОСЬЕ:


Эдгард Запашный родился 11 июля 1976 г. в Ялте. Окончил Институт предпринимательства и права. Любитель бильярдных и боулинг-клубов.

Аскольд Запашный родился 27 сентября 1977 г. в Харькове. Закончил ГИТИС. Технически продвинутый компьютерный юзер, увлечен графикой и 3D-дизайном

В качестве домашних животных выбирают собак – в Аскольда бордосский дог Роланд, у Эдграда – маленькая собачка Годзилла, принесенная в дом под видом карликового пуделя.

Примечание: Все цирковые животные Запашных названы именами эстрадных звезд и популярных кино-персонажей.

Анекдот в тему.


В цирке родился шимпанзенок. Старый шимпанзе с неодобрением смотрит на своего потомка.
- Не расстраивайся, - утешает его жена. - Первые дни каждая обезьянка выглядит как человечек. Потом, к счастью, это проходит!

Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
март 2005 года
Категория: Творческие находки | Добавил: zapiski-rep (12.01.2009)
Просмотров: 5587 | Рейтинг: 4.8/4 |
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Категории каталога
Новые материалы [19]
Творческие находки [144]
Репортаж исподтишка [40]
Интервью с намеком [109]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Записки журналистов памяти Никиты МихайловскогоПамяти Игоря Красавина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz