Уже пять лет последние политические новости мы узнаем из программы "Куклы". Вероятно, доходчивость, простота и юмор изложения событий резиновыми политиками подкупает зрителей. К тому же, где еще можно увидеть слуг народных в таких непривычных ситуациях? Мы думаем, что зрителям будет интересно заглянуть за кулисы популярной программы.
Загадочное влияние кукол на своих персонажей.
Съемки программы "Куклы" проходят в четвертом павильоне Мосфильма. Именно здесь Андрей Тарковский снимал свой фильм "Зеркало". Местные старожилы утверждают, что много странностей происходило в этом павильоне, а с тех пор, как в нем поселились "Куклы", странностей стало еще больше. То тихие голоса доносятся с колосников, и все спорят о чем-то, а то тень мелькнет между декораций, да не просто мелькнет, а заденет какую-нибудь фанерную стенку, и рухнет та с грохотом, совершенно настоящим, а не мистическим.
- Это, наши очень активные персонажи без работы скучают, - откомментировал происходящее режиссер программы Григорий Петрович Любомиров.
- В древних магических обрядах существовал такой прием: изготавливаешь куклу, похожую на своего врага и делаешь с ней всякие пакости: жжешь огнем, колешь иголками… А в это время, твой враг исходит всевозможными недугами. Прототипы ваших персонажей не высказывали вам свое негодование, если в программе вы с ними не очень бережно обращаетесь?
- Я не помню, чтоб кто-то по этому поводу высказывался, видимо, наши политики не суеверны. Но я вам расскажу о своем наблюдении. Где-то в период весны 1998 года мы снимали программу, главным действующим лицом которой был Виктор Степанович Черномырдин. Я заметил, что его кукла все время падает, ну никак сидеть не хочет…И что вы думаете? Борис Николаевич подписал указ об отставке Черномырдина. Прошло время. Тоже стало происходить с Кириенко, потом со Степашиным… Невероятно, но как только с куклой начинают происходить неполадки: она плохо работает, падает, глаза ломаются, жди, что-то обязательно произойдет.
- Борис Николаевич, видимо, часто ломался?
- Да, уж. Иногда замечаешь, смотрит на тебя кукла немигающим взглядом или, наоборот, глазки закатила, на следующий день слышишь сообщение: президент опять заболел…
- Скажите по секрету, кто сейчас падает?
- Сказать? Вообще-то Путин Владимир Владимирович, что-то зачастил. Конечно, этому может быть и другое объяснение: главные политические деятели более активно участвуют в нашей программе, поэтому и достается им больше.
- А как относятся ваши кукловоды к тому, что на них возложена такая ответственность: не удержишь куклу в руках, чего доброго в стране переворот свершится?
- Чаще они сами страдают от слабого здоровья государственных деятелей. Наш актер, который с Ельциным работает, каждый раз, когда Борис Николаевич в ЦКБ попадал, тоже сваливался то с гриппом, то с простудой.
- Черты характера, или привычки тоже у политиков перенимают?
- Еще бы, и руками так же размахивают, и мимика на лице похожая. Актеры прежде чем залезть в резиновую куклу долго наблюдают за привычками и манерами персонажа. Слушают, как те говорят, с какой интонацией, что бы потом на съемках в фонограмму попадать.
- Фонограмма записывается до съемок? - Да. За всех многочисленных политиков говорят четыре человека: Игорь Христенко, Александр Груздев, Борис Щувалов и Василий Стоноженко. Частенько заходит Сережа Безруков, он, правда, это скрывает, заявил во всеуслышанье о том, что с "Куклами" покончено, а сам нет-нет, да и забежит. Существует такой миф, что все байки сочиняет Виктор Шендерович. На самом деле половина шуток рождается актерами во время записи фонограммы. Поэтому, когда смотришь готовый продукт, ты понимаешь, что программа очень актуальна, что этот резиновый персонаж все про нас знает и очень точно, почти как живой реагирует, на любую ситуацию.
Из чего пекут политиков?
Эти странные резиновые люди, которые давно уже живут своей собственной жизнью, оказывают влияние не только на самочувствие первых людей государства, но и на их имидж, "выпекаются" на домашней кухне мастера-волшебника Андрея Дроздова. Когда, пять лет назад появилась идея в нашей стране делать такое шоу, первых персонажей привезли с родины "Кукол" из Франции. Сейчас из этой романтической страны доставляют только сырье - латекс, и некоторые детали, например, глаза. Представьте себе лицо таможенника, который изучая багаж пассажира, обнаруживает мешочек с разноцветными глазками? А как потом он гордится, что держал в своих руках голубые зрачки Путина, или карие Немцова?
Чтобы "слепить" знатного политика, не достаточно провести хорошую PR-овскую работу, надо, во-первых, изготовить скульптуру, точь-в-точь такую же, какой будет кукла, потом снять слепок с этой болванки, или "болвана" - это как вам угодно. И лишь затем в этот шаблон заливается латекс. Остается пущая безделица, известная любой хозяйке, которая занимается домашней выпечкой: поместить заготовку в печь, установить нужную температуру и ждать, когда политик дойдет до полной готовности. Весь процесс занимает примерно две недели. А служит такая кукла месяца два-три. И начинается все с начала.
Так что, милые нашему сердцу персонажи обходятся дорого. Поэтому их используют по максимуму: если внешний лоск политика покрывается пылью, его лицо подкрашивают, а уж когда он совсем не годится для программы, его везут на гастроли общаться с избирателями, пока он совсем не рассыплется. Кроме того, особо очаровательных персон отправляют на заслуженный отдых в музей, с сохранением всех депутатских привилегий. Пожалуй, самым необычным персонажем в этом музее является чернолицый В.С. Черномырдин (простите за вынужденную тавтологию). Снималась программа с американским сюжетом, один герой должен был представлять чернокожих американцев. Не удивительно, что выбор пал на Виктора Степановича.
Кое-кого из персонажей тихонечко умыкнули по домам работники программы. Нам стало известно, что и некоторые политики через подставных лиц интересовались возможностью приобрести свои кукольные копии. Так что резиновые члены правительства продолжают жить.
Секретные приемы стилиста "больших политиков".
Вы знаете, что первым бросается в глаза, когда попадаешь в съемочный павильон? Многочисленные картонные коробки с надписями: Путин, Жириновский, Зюганов… В этих коробках живут резиновые политики в промежутках между съемками. От туда их извлекают на свет Божий, моют, гримируют…
- Со временем куклы пачкаются, - рассказывает стилист программы Светлана Разгуляева, - приходится их отмывать. Для этого обычно используем мягкий шампунь.
- Чтоб дальновидные глазки не щипало?
- Чтобы латекс, из которого изготовлены персонажи не портился. Ну а если пыль и грязь уже не отмывается, приходится политиков гримировать. Для этого используем специальный грим, который не содержит жировой основы, этим гримом пользуются при создании сложных образов, всевозможных ран, морщин, ведь в основе такого грима тоже стоит латекс. Недавно я обнаружила, что для моих подопечных хорошо подходит акриловая краска, ее используют наши художники-декораторы, а я приноровилась разводить эту краску пожиже и подкрашивать лица политиков.
- Какие части лиц чаще всего приходится подвергать реставрации?
- Все выпуклости: нос, надбровные дуги, щеки. Например, у Немцова часто трескаются крылья носа, у Чубайса пачкаются выпуклые щеки, а у Бориса Николаевича засаливаются многочисленные складочки на лице. Рвутся рты, отклеиваются зубы, ломаются глаза… Приходится работать то окулистом, то стоматологом.
Светлана привычным жестом запустила руку в рот Немцову, показывая аккуратно подклеенную трещинку в углу губ.
- Значит рты нашим политикам вы заклеиваете, а глаза, наверное, закапываете "Визином"?
- Глаза управляются очень сложным механизмом, если двигать рычаг прибора вперед-назад, глазки моргают, если из стороны в сторону, то глазки бегают. "На глазах" каждого персонажа работает отдельный кукловод. Еще один человек занимается мимикой лица. Для этого просовывает руку в голову и…
Головы кукол оказались пустыми, (кто бы мог подумать?) с большим, мягким, очень уютным пространством для руки кукловода. Чтобы персонаж скривил смешную физиономию достаточно всего лишь сжать пальцы. Как выяснилось, все наши политики - "инвалиды", то есть, ни у кого из них нет ног, да и рук тоже нет - они "ампутированы" до локтя. Руки и ноги, которые вы видите в программе - живые конечности актеров, одетые в латексные перчатки. Если персонаж по сценарию лежит, к примеру умер (не приведи, Господь), к его "тушке"" крепятся ноги искусственные и босые, с огромными, растопыренными пальцами.
Самое сложное представить, как трое взрослых мужчин умудряются спрятаться под одним резиновым политиком, причем спрятаться так, чтобы не дай Бог не попасть в кадр, да еще при этом управлять этой куклой. А когда на площадке несколько персонажей? А если съемки проходят на заснеженной площади, или в самом настоящем болоте? Кукловоды вспоминают, как страшный сон съемку, когда им несколько часов пришлось сидеть по самые уши в грязной жиже, высовывая из нее только свои носы, чтобы сделать редкий вздох. Но большинство программ, все-таки снимается в декорациях павильона, потому, что, как утверждают художники, нет такого места, которое бы они не могли воссоздать исключительно правдоподобно, будь то баня, или шикарный особняк, или даже вокзал с самым "настоящим" поездом, как в сюжете по "Анне Карениной".
Русские "разборки" вокруг Французского проекта.
- Идею "Кукол" увидел на французском "Канале Плюс" наш нынешний продюсер Василий Григорьев, - рассказала нам генеральный директор компании "Куклы" Элеонора Николаевна Бурса, - но там она существовала в виде ежедневных трехминутных выпусков, типо: шутка дня, или событие дня. У нас же исключительно киношный подход к делу: строятся серьезные декорации, пишется сценарий, в котором история полна драматургии. От французской передачи мы взяли только саму идею и технологию производства кукол.
- Первые куклы, как нам сказали, были привезены из Франции?
- И довольно скоро их украли. Не всех, конечно, забрали нашу любимую куклу Евгения Киселева и с ней еще две, которые хранились поближе. Мы даже подшучивали, что похититель - сам Киселев.
- Вор был найден?
- Да что вы? Мы вызвали милицию, они ходили по Мосфильму с умным видом, опрашивали всех, но ничего не нашли. Слава Богу, в то время мы уже изготовили первую партию своих кукол и благополучно обошлись на съемках без пропажи. Это было первое сопротивление, которое встретила программа в России.
- Вероятно, за пять лет существования на вас много раз подавали в суд?
- Серьезное разбирательство было один раз, в 1996 году. Мы сняли программу "На дне", в которой Ельцин и Черномырдин выступили в виде нищих бродяг. В то время исполняющий обязанности генерального прокурора, господин Ильюшенко счел сюжет оскорбительным для высших лиц государственной власти и затеял уголовное дело. Четыре месяца нас всех вызывали в прокуратуру, допрашивали, снимали показания… Закончилось все тем, что посадили самого Ильюшенко - он оказался коррубционером. На самом деле, с нами, в общем-то, и судиться нельзя. Авторские права на программу принадлежат французской компании, а мы только выполняем их заказ и отснятый материал переправляем в Париж. НТВ является вещателем и может не пустить в эфир материал, который считает нецензурным. Так было с программой о "Винни Пухе", главным героем которой был Борис Николаевич, который напевал: "В голове моей опилки…".
- Политические деятели не высказывают своего недовольства по поводу собственного комизма?
- Как правило, любое упоминание в "Куклах", даже очень критичное, политики воспринимают как рекламу и напрямую увязывают свое появление в программе с широкой народной популярностью. Нам известен случай, когда один подзабытый персонаж, по понятным причинам, я не буду называть его имя, пустил через подставных лиц пожелание почаще использовать его куклу, мол, она такая красивая, характерная, а мы ее так мало используем. Агитаторов очень скоро рассекретили, а кукла так и лежит на полке.
- Бывали случаи, когда политик приносит готовый сценарий и предлагает к использованию в съемках?
- Такое часто происходило "в начале славных дел", но очень скоро всем стало ясно, что вмешиваться в творческий процесс бесполезно. У нас есть авторы Виктор Шендерович и Иван Киасашвили, по-моему они не плохо справляются с работой.
- Вы не планируете в дальнейшем делать программы с куклами эстрадных звезд или популярных актеров кино?
- У нас была такая попытка, и до сих пор хранятся куклы популярных эстрадных исполнителей. Пока дальнейшего развития идея не получила, что будет в будущем - не знаю.
Когда мы покидали съемочную площадку, мы уже не сомневались, что каждая кукла обладает своим характером, имиджем и своей судьбой. Некоторые даже переживают своих прототипов и, совершенно точно, уже давно живут самостоятельной жизнью. Сравнивая этих резиновых людей с живыми мы усомнились, кто же из них настоящий. Оглянувшись на пороге наполненного дымом павильона мы заметили, что два десятка стеклянных глаз неотрывно смотрят нам вслед, смотрят с любопытством, может быть даже с некоторым мужским желанием, а скорее всего с простой человеческой завистью: "Вы молоды и свободны, а мы - КУКЛЫ".
Присутствовали на заседании резиновой госдумы Екатерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
|