Иван Усачев: Дети Нигерии помогли мне стать культурным человеком.
Секрет успеха программы “Вы – очевидец” скорее всего в том, что ее делают сами зрители: зрители подкарауливают незадачливых персонажей, снимают их на видео и высылают домашние сюжеты автору и ведущему программы Ивану Усачеву. Этого человека можно по праву считать главным по неожиданностям на телеканале ТВ-6. Не удивительно, что и в жизни у него было немало неожиданностей.
- И все-таки, случались ли с тобой ситуации, когда хоть сам становись героем своей же программы?
- Что-то не припомню такого, думаю, если бы было, запомнилось бы. Была очень комичная история, произошедшая на моих глазах. Я закончил Иняз и поехал работать в Эфиопию военным переводчиком. Однажды в нашем лагере на побережье Красного моря пропал один специалист, причем без этого человека никто не мог управлять ракетной установкой, поэтому поднялась ужасная тревога. Поставили на уши всех: наше представительство, КГБ, буквально землю рыли носом. Часа через четыре этот человек появился сам: пьяный в доску, половина головы острижена и выкрашена в зеленый цвет. Оказалось, что на кануне вечером он зашел в публичный дом, крепко выпил и заснул прямо за столом, прислонившись к стене. По роковому для нашего специалиста стечению обстоятельств, на следующий день планировался ремонт этого злачного заведения. Рано утром пришли маляры-эфиопы красить стены, и увидели картину: сидит белый человек с оружием, стенку “охраняет”. Трогать его побоялись, но и работу не выполнить не могли, покрасили стенку вокруг и ушли… Пока наш товарищ продолжал спать, краска потекла и приклеила его волосы к стене. Если бы не местные проститутки, которые отодрали его с помощью ножниц и виски, сидел бы наш специалист в том заведении и поныне. Потом он устроил большой праздник своим освободительницам.
- Судя по тому, что вся наша жизнь – сплошная неожиданность, ваша редакция, наверное, завалена домашними сюжетами. Что нужно снимать, чтобы однозначно попасть в эфир?
- Ну, во-первых, это ложное мнение, что вся наша редакция завалена кассетами, у нас довольно конкретные параметры сюжетов. Это в программе “Сам себе режиссер” можно показать, как человек просто идет по дороге, и пустить смешной комментарий, у нас же все-таки видеоряд важнее. В последнее время очень часто присылают уже готовые, смонтированные сюжеты. Главное, что бы это было неожиданно, смешно, захватывающе и обязательно эстетично.
- Как реагируют герои сюжетов на свое появление в эфире?
- Не всегда с восторгом.
- Мы уже писали о скандале с господином Гирисом, возникшем из-за сюжета о праздновании дня рождения программы “Времечко”, в котором главным персонажем выступал обнаженный Игорь Воеводин.
- У этой истории неожиданное продолжение. Ко мне позвонил человек, который снимал этот сюжет. Он сказал, что готов пойти со мной в суд и заявить о своих правах на видеосъемку. Но это видео не единственное, вызвавшее недовольство со стороны участника. Года три тому назад, у нас прошел очень страшный сюжет о пожаре, случившемся во время театральной антрепризы Александра Абдулова. Позвонил сам Александр Гаврилович: “Что ты делаешь? Я и так на этом деньги потерял!”. Приехал человек из руководства канала и собственноручно вырезал этот сюжет – в повторе программы его уже не было.
- Александр Абдулов – это понятно, а если рядовой персонаж попросит не пускать съемку?
- Вообще-то, есть закон, запрещающий без согласия человека его снимать и показывать по телевидению, поэтому если человек категорически против показа, мы идем ему на встречу. Однажды мне предложили съемку с концерта: на сцену выходит дама-пианистка, садится к роялю, начинает играть. Вдруг, стул под ней ломается, и дама падает со сцены в зрительный зал, благополучно возвращается на сцену и доигрывает свой номер. Я позвонил этой даме, а она такой крик подняла!..
- Иван, мы слышали, что в детстве ты был отъявленным хулиганом и драчуном.
- Я жил на Красной Пресне, раньше это был бандитский район, так что частенько приходилось защищать себя. И я пошел заниматься классической борьбой. Дрался в школе, во дворе, ходили район на район. За это и из школы выгоняли, и в милицию забирали, как главного заводилу. Еще у нас было развлечение: соединяешь два болта гайкой, а в промежуток серу от спичек набиваешь. Если такую “бомбочку” бросить об стену, получается довольно сильный взрыв. Одну такую штуковину мы рванули под окном директора школы: куски металла, летящие в разные стороны, стекла, рассыпающиеся вдребезги, визг директрисы, у которой обломок болта, пролетевший в миллиметре от виска безнадежно попортил прическу… А в итоге, вызов родителей в школу… Примерно в третьем классе мы с друзьями стали покуривать. Естественно, родители об этом не догадывались. В то время в моду вошли Кубинские сигары, и везде валялись окурки от них – мы их собирали и докуривали, летом сушили дубовые листочки, заворачивали в газету и дымили. Гадость ужасная, но мы ощущали себя взрослыми.
- Каким же ветром такого хулигана, как ты, занесло в Иняз?
- У меня рядом с домом было посольство Нигерии. Я познакомился с целой стаей посольских детей, наладил с ними коммерческие отношения: ходил в гости, менял значки на жвачку, на кока-колу. А так как нигерийцы почти не говорили по-русски, мне пришлось всерьез заняться английским. Потом втянулся, стал увлекаться языками.
- Во время учебы в институте, ты познакомился со своей первой женой и поразил ее сердце своими кулинарными способностями. Откуда такой необычный талант?
- Мой отец в советские времена был шеф-поваром в ресторане, он мне передал любовь к кулинарным экспериментам. Когда я ухаживал за Мариной, я пригласил ее домой и угостил мясом в горшочке, тушеном с огурцами, чем и сразил наповал. Дальше наши семейные обязанности так и распределялись: пока Марина занималась маленькой дочкой, я стоял у плиты. Потом наш семейный корабль разбился о быт: большие деньги, заработанные в Эфиопии, закончились, и я устроился в Внешторгиздат корректором. Работа недоходная и скучная. Мне давали текст на английском языке, я его читал, выискивал ошибки, лишние запятые, потом вырезал из бумаги буковки и наклеивал на те места, где надо внести исправление. Я выдержал год и благополучно ушел на радио, в иновещание. Мне повезло, вместе со мной работал Владимир Позднер, Александр Любимов, Сергей Архипов… Когда эти люди потянулись на телевидение, я пошел за ними, работал во “Взгляде”.
- Работа на ТВ-6 началась с программы “Катастрофы недели”. Мы слышали, что именно эта передача “познакомила” тебя с Оксаной Яновской, которая стала твоей женой.
- Оксана была редактором программы “Тема” и обратилась ко мне за кадрами стихийных бедствий. Я увидел очаровательную девушку и сразу влюбился, решил, что такую у меня могут запросто увести, и женился на ней.
- Судя по тому, что у вас подрастает маленький сын, привязать любимую жену к дому тебе удалось?
- Через три месяца после рождения Данилы Оксана вышла на работу… И я не возражал. Куда деваться, мы люди творческие.
- В таком случае, поделись своими творческими планами.
- Это не благодарное дело, стоит заявить о своей идее, ее тут же могут умыкнуть. Хотелось бы сделать, что-то серьезное. Ну а пока, в рамках моей программы выходит передача “Наши любимые животные”, скоро появится “Ох, уж эти дети!” с забавными сюжетами из жизни малышей.
Очевидцами разговора были Екатерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА апрель 2000 года